История древнеримской олигархии. Политические учения в древнем риме

Упадок государственности Древней Греции

Со второй половины V - II ст. к н. е. - период эллинизма, начало упадка государственности Древней Греции. Интерес к политической проблематике ослабляется. Тогда государства-полисы Древней Греции попадают в зависимость от Македонии. В учениях Эпикура, эпикурейцев, стоиков и других философских школ чувствуется некоторая отчужденность, уход от политики, политических явлений, событий. Философ-материалист Эпикур (341-270рр. к н. э.) отрицал вмешательство богов в жизненные, мирские дела и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренними источниками движения. Для этики Эпикура характерна аполитичность, проповедь неучастия в общественной жизни. Цель познания - освобождение человека от невежества, необразованности и суеверия, страха перед богами и смертью. Эпикур обосновывает разумное наслаждение, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного, радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой - атараксія. Эпикур подчеркивает, что главная цель государственной власти и основа политических отношений - гарантировать людям безопасность, помочь им преодолеть страх, научить не причинять друг другу вреда. Отсюда следует, что государство и закон - это результат, следствие договора людей между собой с целью общей пользы и взаимной безопасности. Справедливость, вытекающая из природы, есть договор о пользе с целью не наносить вред друг другу и не терпеть вреда. Справедливость - явление общественно договорное. Деятельность и законы государства должны соответствовать представлениям о справедливости, содержание справедливости предусматривается договором между людьми о совместной пользу. По социально-политическим содержанием концепция Эпикура о договорном происхождении справедливости, государства и законов есть в" субъективной, демократической. Каждый из участников, осознавая договорное сожительство, не имел никаких привилегий перед другими. В "Этике" Эпикура форма умеренной демократии заключается в том, что верховенство закона сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Проблемы государственности в Древней Греции значительное место занимают в учении историка и политического деятеля эллинизма Полибия

(около 200-120 гг. к н. е.), который считал, что то или иное устройство государства играет определенную роль во всех отношениях, отношениях людей в обществе. С" выяснения исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о цикличности развития мира. Основатель школы стоиков Зенон Кітіонський (около 336-264 гг. к н. е.) считал, что вселенная управляется судьбой, высшим божественным Разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как подчиняться неотвратимое судьбы. Естественное право - универсальный общемировой закон, государство - мировое содружество, общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой, Роком. В природе живой организм проходит рост, расцвет и в" увядание. Общество тоже проходит периоды роста, расцвета и упадка. Завершаясь, процессы повторяются. Развитие общества - бесконечное круговое движение, в ходе которого формы правления меняются, переходят одна в другую. С середины IV века. к н. е. государства-полисы Древней Греции попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческого способа производства.

Политические учения в Древнем Риме

Политические учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями Древней Греции. Объясняется это тем, что здесь формировались государства на основе однотипных социально-экономических и сословных отношений, с глубокой преемственностью в развитии их культуры. Политические учения в Древнем Риме формировались на основе философских школ, перенесенных из Греции. И новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключалась в том, что ими выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства.

Один из идеологов римской аристократии, знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. к н. э.) в диалогах "О государстве" и "О законах", следуя Платона, изложил учение о государстве. В духе учения аристократии утверждает, что государство вырастает, естественно, с семь" й, что государственная власть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного Разума. Если бы люди жили по заветам и обычаям отцов, то государство могло бы стать вечным. Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона. Марк Цицерон утверждает, что государство не только естественный организм, но и искусственное образование, "народное установки", признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а отношения частной собственности, которые устанавливаются в обществе. Частная собственность не бывает от природы, а возникает или же на базе древнего владения ею, или же владение по закону и согласию и др. Положительно оценивая значительные богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство держится на кредите, народ вручает свои права монарху в кредит за справедливое управление обществом.

Важное место в истории социально-политической мысли в Древнем Риме занимает представитель римского стоицизма Луций Антей Сенека (4 г. к н. е. - 65р. н. э.). Многочисленные труды, и, в частности, крупнейшее произведение "Письма к Луцилию", дошли в оригинале до современности. Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т. е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Луций Сенека разрабатывает преимущественно морально-этические проблемы, при правильном решении которых достигается спокойствие и нерушимость духа. Не отрицая рабства как социально-политического института, Сенека вместе с тем отстаивал человеческое достоинство рабов, призывал гуманно относиться к ним как к духовно равных. Неминуемый и божественный по своему характеру, закон судьбы приобретает значение ролевого права природы, которому подчинены все человеческие отношения, в том числе государство и закон. Вселенная - естественное государство со своим естественным правом. Люди и есть члены такого государства, по законам природы. Отдельные же государственные образования - случайные и значительные для всего человеческого рода. Понимание закона судьбы (естественного права, божественного духа собственно и заключается в том, чтобы противостоять случайности и в том числе принадлежности к той или иной малой государства, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. И Сенека свою, в основном индивидуалистическую этику, пытается свя связать с задачами общества и государства. Этика Сенеки имела большое влияние на формирование христианской идеологии.

Нарастание кризиса рабовладельческого строя вело к резкому ухудшению положения трудящихся. Могучая государственная машина Римской империи жестоко подавляла восстания рабов и свободных бедняков. Бессилие народных масс вело к усилению религиозных настроений, надежд на помощь фантастических сил. В И ст. возникает христианство - движение угнетенных, которое выступало сначала как религия рабов, бедняков и бесправных, покорных или рассеянных Римом народов. Христиане ждали пришествия мессии, Христа - избавителя, божьего посланника, который сокрушит царство Зла, сбросит угнетателей "геенну огненную", установит обещанное пророками царство, где все люди будут равны и тому подобное. Христианство набирает широкий размах. Бурный расцвет политической мысли в Древнем Риме приходится на правление императора Юстиниана (527-568 гг.), который завершил кодификацию римского права. Дело в том, что на период правления Юстиниана нагромадилась огромное количество законов, вердиктов, конституций и трудов римских юристов вне всякой системы и др., что частично устарели. Некоторые законы, вердикты противоречили друг другу, нуждались в систематизации; модернизации требовало и гражданское, преторське императорское право. По инициативе Юстиниана осуществлена кодификация законов.

Разница в характере и особенностях путей общественного развития. Во времена, когда в Греции Фалес смотрел на звезды, в Риме к власти приходит Тарквиний Гордый. Римский полис еще только формируется, еще нет законов XII таблиц, а Папирий, с которого начинается история римского права, даже не собрал законы царей. По мере того, как Рим достигает поры расцвета, Греция, в свою очередь, переживает кризис. Походы Александра Македонского перевернули привычное мироустройство, после его смерти Восточное Средиземноморье и Ближний Восток становятся ареной для столкновений диадохов. Греция как бы на периферии этого нового мира, хотя и ее эти войны затронули. В этот же период, в начале III века до н.э. Академию возглавляет Аркесилай, который тяготеет к скептицизму и полагает невозможным истинное суждение, но только вероятное. Его преемники, как видно, незначительны, потому что от них ничего не сохранилось. Одновременно с этим начинает процветать тяга к роскоши, которая объясняется кризисом традиционной общественной структуры и хлынувших с востока богатств. Рим же в этот период еще достаточно консервативен, образцовым считается человек, соответствующий трем критериям: гражданин - земледелец - воин. Еще и ко временам покорения Карфагена и Коринфа (146 год до н.э.) нарочитая скромность будут в чести. Показательны примеры Эмилия Павла, который ничего не взял из добычи, полученной в войне против Персея Македонского, и Муммия Ахаика, который, покорив Коринф и привезя в Рим множество статуй, ничего не взял себе лично. Однако уже во II веке до н.э. появляются люди, интересующиеся греческой ученостью - это Сципион Старший и, в большей мере, Сципион Младший, собравший вокруг себя даже ученый кружок. В целом, общество мало одобряло этот интерес к умозрительным занятиям; ярким выразителем этого взгляда был Катон. Его главный трактат - Земледелие, а философия сводится к тому, что быть vir bonus в значении хорошего хозяина. Когда в I веке до н.э. римская интеллектуальная элита все же обратилась к философским занятиям, то возникла даже языковая проблема: не было абстрактных понятий, языкового аппарата. Это интересно характеризует римлян, как людей более практичных и конкретных. Философия всегда оставалась неким занятием, увлечением. Исключением является поздний, собственно римский стоицизм, однако это не строго разработанное философская система, а по большей части размышления по этическим вопросам. Яркие представители - Сенека, Музоний Руф (сохранились лишь фрагменты его работ), Эпиктет (грек и вольноотпущенник), Марк Аврелий (писал по-гречески). Мне кажется, что философом (опять же, скорее мыслителем этического характера) до некоторой степени можно назвать Тацита, который попытался проследить динамику развития и падения общественных нравов через историю (в принципе, традиция начатая еще Саллюстием). Наконец, стоит еще принимать во внимание кризис античной культуры: ко временам расцвета Римского государства (рубеж эр) было создано уже такое количество произведений, что создавать что-то новое было сложно по причине трудностей охвата имеющегося наследия. Потому начинаются появляться компиляции, эпитомы, сборники. Яркие примеры - Historia Naturalis Плиния Старшего (энциклопедия по естественным наукам) и Noctes Atticae Авла Геллия (по сути, записная книжка, куда автор выписывал все интересное, что попадалось ему во время чтения).

1. Патриции.

2. Пролетарии.

3. Плебеи.

9. Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства – это периодизация истории:

1. Древнего Египта;
2. Древнего Рима;
3. Древней Греции;
4. Древнего Вавилона.

10. Государственный строй Спарты это:

1. военно-аристократическая республика;

2. демократическая республика;

3. монархия;

4. олигархическая республика.

11. Систему магистратуры в Риме возглавляли:

1. преторы;
2. консулы;
3. эдилы;
4. цензоры.

12. Феод – это:

1. Наследственное земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу;

2. Прижизненное, не наследуемое земельное владение, передаваемое сеньором - вассалу за службу.

3. Владелец земельного участка.

13. «Княжеский абсолютизм», сложившийся в Священной Римской империи германской нации, в XVI – XVIII вв.:

1. Характеризуется политическим и территориальным единством государства; князь является главой центрального аппарата власти;

2. Сложился в пределах отдельных княжеских владений при фактическом отсутствии централизованной имперской власти;

3. Являлся показателем высокого уровня политического и экономического развития империи.

Кто являлся главой государства в Арабском Халифате?

4. Верховный муфтий.

Согласно конституции Франции 1946г на какой срок избирался президент?

1. на 7 лет

2. на 4 года

3. на 5 лет

Вариант № 5

Задание № 1

Решите задачи:

1) Врач лечил знатного человека и его раба, от оспы. Лечение было успешным. Мушкенум заплатил врачу 4 сикля серебра. Врач подал в суд жалобу, в которой заявил, что ему не доплатили. Удовлетворит ли суд иск врача? Почему?

2) Два баирума много лет враждовали. Однажды один из них ударил палкой беременную дочь второго. У женщины случился выкидыш, ее семья подала жалобу в суд. Судья собирался вынести приговор. Какое решение он должен был принять? Но в этот момент ему сооб­щили, что несчастная умерла от горя. Каким теперь будет решение судьи по законам Хаммурапи?

3) Вайшия подал в суд жалобу на кшатрия за то, что тот дарил его жене подарки и заигрывал с ней. Какое наказание ждет кшатрия? Как ква­лифицирует его действия суд по законам Ману?

Задание № 2

Решите тест

1. Системный метод применительно к науке истории государства и права зарубежных стран:

1. Требует рассмотрения историко-правовых явлений как элементов определенной системы; функциональной характеристики элементов структуры, ее анализа и синтеза.

2. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов статистики.



3. Требует использования в историко-правовом исследовании приемов и методов социологический науки.

2. После смерти правителя суд над ним устраивался в:

1. Древнем Вавилоне;

2. Древнем Риме;
3. Древней Греции;
4. Древнем Египте.

3. Какой титул носили царские судьи в Древнем Египте:

1. «жрецы богини истины»;

2. «жрецы богини справедливости»;

3. «жрецы бога правды»;

4. «жрецы бога мести».

4. Табу это:

1. предостережение;

3. убеждение;

4. разрешение.

5. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, брак представлял собой:

1. Письменный договор, заключенный между будущим мужем и отцом невесты.

2. Устный сговор между женихом и невестой, подтвержденный родителями сторон.

3. Письменный договор между родителями жениха и невесты.

4. Письменное разрешение царя или визиря на заключение брака, без которого брак не считался действительным.

6. Для древнеиндийского государства в Магадхско-Маурийскую эпоху характерны:

1. Автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством.

2. Варново-кастовая система в раз и навсегда определенным местом человека в ней.

3. Равенство людей перед законом, независимо от варново-кастовой принадлежности.

4. Высокий уровень развития сельского хозяйства и производства, который позволял обеспечивать население всем необходимым вне культурного и торгового обмена.

7. Согласно реформе общественного устройства, проведенной римским царем Сервием Туллием в середине V века до н.э.:

1. Плебеям были предоставлены политические права и право избирать народного трибуна.

2. Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов и на сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

3. Учреждались институты патроната и клиентелы.

8. Согласно закону Луция Валерия и Марка Горация в 449 году народный трибун получил право:



1. Распускать Сенат.

2. Опротестовывать решение любого магистрата, кроме диктатора.

3. Объявлять войну и заключать мир.

Как назывались комиции (народные собрания), в компетенцию которых входило: принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, объявление войны, рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

1. Центуриатные.

2. Трибутные.

3. Куриатные.

4. Эти полномочия составляли компетенцию Сената.

10. В состав римской семьи входили:

1. Родственники по крови или вследствие брачных связей.

2. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы, клиенты.

3. Родственники по крови или вследствие брачных связей; вольноотпущенники, рабы; клиенты в состав римской семьи не входили, поскольку являлись субъектами другой группы отношений: патроната и клиентелы.

11. Принцип «вассал моего вассала не мой вассал» означал:

1. Систему отношений в феодальном обществе, характеризующуюся равенством всех их участников;

2. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

3. Систему отношений подчиненности в феодальном обществе, в которой феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, находились в политической и экономической зависимости от феодалов, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры.

12. Свод законов обычного права салических франков, составленный по повелению короля Хлодвига в конце V века назывался:

1. «Салическая правда».

2. «Бургунская правда».

3. «Рипуарская правда».

13. Главой государства в средневековой Англии являлся:

2. Император.

3. Король.

Как бы Вас звали в древнем Риме?

Система имен нужна для идентификации людей в любом обществе, и даже в наши свободные времена она подчиняется определенными правилами. людям было проще определиться с именами своих чад - правила и традиции сильно сужали место для маневра в этой области.

Если в роду не было мужского наследника римляне часто усыновляли кого-нибудь из своих родственников, который вступая в наследство принимал личное имя, родовое имя и когномен усыновителя, а свою родную фамилию сохранял в качестве агномена со суффиксом "-ан". Например, разрушитель Карфагена родился, как Публий Эмилий Павел, но был усыновлен своим двоюродным братом - Публием Корнелием Сципионом, чей сын и наследник умер. Так Публий Эмилий Павел стал Публием Корнелием Сципионом Эмилианом и после того, как он разрушил Карфаген, получил агномен Африканский-Младший, чтобы отличаться от своего деда Публия Корнелия Сципиона-Африканского. Затем, после войны в современной Испании, он получил и еще один агномен – Нумантийский. Гай Октавий, будучи усыновленным братом своей бабушки Гаем Юлием Цезарем и вступив в наследство, стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом, а в последствие еще получил агномен Август.

Имена рабов

Неравноправное положение рабов подчеркивалось тем, что к ним обращались по личному имени. При необходимости официальности, после личного имени раба, как правило, указывались фамильное имя его хозяина в родительном падеже и с сокращением ser или s (от слова серв, т.е. раб) и/или род занятия. При продаже раба номен или когномен его прежнего хозяина сохранялся за ним с суффиксом "-ан".

Если раба отпускали на свободу, то он получал как прономен и номен – соответственно имена отпустившего его, а как когномен - свое личное имя или профессию. Например, в процессе против Росция-Младшего его заступник Марк Туллий Цицерон по сути обвинил вольноотпущеника Суллы - Луция Корнелия Хрисогона. Между номеном и когноменом вольноотпущеников писались сокращения l или lib от слова либертин (вольноотпущеник, освобожденный).




Top