Есть старинная украинская легенда. Народ - украинские сказки и легенды

Нелегко найти хороший и мудрый совет. Поэтому, обратившись к обычным людям во всемирной паутине с вопросом о том, какой самый ценный совет или собственный урок они когда-либо получали в своей жизни, мы отобрали 15 наиболее полюбившихся.

Ответы разнились от забавных до очень серьёзных и трогательных. Поехали!

1. Не жалуйся на то, что стареешь: далеко не все удостаиваются такой чести.


Одна из читательниц поделилась короткой историей о своём супруге, который боролся с раком в течение 21 года. Её история была наполнена многими советами о взрослении и старении и об отношениях, но один совет выделялся среди остальных:
"Не путайте интеллигентность со зрелостью."

2. В отношениях всегда цени дружбу.


Этот совет был получен ещё от одной читательницы, которая рассказывала об основах успешного брака. Со временем чувства к нашим партнёрам могут измениться, но пока в нашей жизни постоянно присутствует дружба, это может помочь.
"Любовь приходит и уходит, а дружба постоянна."

3. Продолжай двигаться вперёд, ты справишься.


Ещё одну историю поведала читательница, перенёсшая страшную автомобильную аварию, после которой она некоторое время находилась в коме. Придя в сознание, женщина узнала от врачей, что она может потерять ногу и не сможет ходить.

Тогда она поставила перед собой цель - двигаться хотя бы по чуть-чуть каждый день, и месяцы спустя, она восстановилась и теперь опять может ходить, чтобы снова полноценно заботиться о своих дочерях.

“Продолжай двигаться вперёд, пусть даже младенческими шажками, даже если пришлось притормозить. Главное не иди назад.”

4. Мы слишком часто озабочены тем, что думают другие.


Иногда мы чересчур сосредоточены на том, что другие люди делают, какой доход они получают; и этой завистью позволяем себе сломаться. Когда случаются такие моменты, хорошо бы надеть на глаза шоры и сосредоточиться на том, что происходит в нашей собственной жизни.

"Вы знаете, почему на чистокровных лошадей надевают шоры? Потому что им нужно бежать свою собственную гонку."

5. Ты не можешь контролировать то, что другие думают о тебе.


Да это и правда: ты не можешь изменить то, что кто-либо другой думает о тебе. Ты можешь изменить только свои действия. А изменить своё восприятие - это уже их дело.

“Это вовсе не моё дело, что другие люди думают обо мне."


6. Не воспринимай ненужный совет серьёзно.


Вам когда-нибудь приходилось выслушивать чужие советы или мнения тогда, когда вы в них вовсе не нуждались? Да, это раздражает. Вместо ненужных советов предложи помощь.

"Никогда не давай ненужные советы и не принимай их от других."

7. Любой шаг важен.


Одна читательница рассказала историю о том, как она впервые стала мамой и как её подруга поделилась своим советом в тот момент. Довольно часто мы пытаемся сделать слишком много, и когда мы думаем о том, что должно быть сделано, кажется, что это подавляет нас.

Но жизнь не должна быть такой трудной и непреодолимой задачей. Просто делай всё постепенно, шаг за шагом.

"Старайся сделать одно дело в день. Иногда прими тот факт, что такое дело на сегодня - это просто принять душ."

8. Твой самый худший враг - ты сам. Стань своим лучшим другом.


Многие из нас чересчур самокритичны, причём насчёт всего. Зачастую мы являемся отличными друзьями кому-то другому, но явно не себе самим. Может, стоит уделять себе хотя бы точно такое же внимание и заботу, какие мы уделяем другим?

"Будь настолько же сочувствующим себе, как и своим близким."

9. Не цепляйся за мелочи.


Другая читательница вспомнила совет своего отца, когда выходила замуж.

“Не злись, если он забудет вашу годовщину или твой день рождения. Если он относится к тебе с любовью все остальные 364 дня, вот это действительно важно.”

Тут нужно прояснить, что это совсем не повод забывать о дне рождения своего партнёра. Смысл в том, что в общей перспективе нашей жизни один единственный день - всего лишь песчинка. Если ты проживаешь свою жизнь с любимым человеком, тогда каждый день - как дар.

10. Не выводи других людей из равновесия.


Когда это возможно, избегай причинить неудобство другим (особенно друзьям, членам семьи и своим любимым).

"Если кого-то приходится побеспокоить своими действиями, то пусть этот кто-то будешь ты сам."

11. Это нормально просить о помощи.


"Людям нужно быть нужными." Если кто-то предлагает тебе помощь, не мешкай и принимай её.
"Принимай помощь, когда её предлагают, вместо того, чтобы всё всегда делать самому."

12. Всё, что действительно важно и ценно, не даётся просто.


Жизнь полна рискованных возможностей. И хотя слово "риск" обозначает, что дела могут пойти не так, оно также значит, что существует возможность значительного улучшения дел.

Но, конечно, далеко не на любой риск можно и нужно идти. Какие твои - решать только тебе.
"Единственная вещь, которая стоит между тем, где ты сейчас, и тем, где ты мечтаешь быть, - риск."

13. Давать совет об отношениях так же сложно, как ходить по натянутому канату.


Одна из читательниц поделилась историей о своём непростом браке, в котором ей пришлось пожертвовать своими личными и деловыми интересами. Это был нездоровый союз, и все вокруг это видели. Хотя этот совет подойдёт далеко не всем парам, но всё же он несомненно полезен:

"Если ты несчастлив в отношениях, спроси себя: ты всё ещё здесь почему - потому, что слишком много думаешь о своём партнёре, или слишком мало о себе?"


В этом совете содержится важная истина о жизни и сожалении - сожалении как о том, что сделано, так и том, что не сделано.

"Проживи свою жизнь так, чтобы потом не было сожалений. О любом своём решении, большом или маленьком, думай так, как будто тебе 80 лет, и ты оглядываешься назад на свой выбор. Будешь ли ты сожалеть о том, что собираешься сделать? Если будешь, значит не делай. Если не будешь, делай. Не обращай внимание на мнение других. Делай только то, чем ты 80-летний будешь гордиться."

15. Ничего проще быть не может: будь добр.


Да, это жутко банально, но быть добрым - одна из лучших вещей, которые человек может сделать для себя самого, для своих друзей, семьи, незнакомых окружающих людей, для всего мира. "Будь добр."

Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их , но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.

Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий - это хороший подарок, но только не самому себе.

2. Правило 50 страниц

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.

Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет - се ля ви.

Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.

3. Кто пишет и о чём

Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.

Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.

4. Альтернативные форматы

На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, и лонгриды, дайджесты и рассылки.

Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.

5. Читайте с карандашом

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга - это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

6. Не менее 30 страниц в день

У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.

7. Смешиваем жанры

У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.

В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё - фантастику, а затем книгу по переговорам.

Умение чередовать литературные жанры - это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.

8. Пишите о прочитанном

Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.

Заведите свой книжный . Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.

Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей - пара поводов любить вас ещё больше.

9. Перечитывайте заметки

Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.

Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.

10. Презентация о прочитанном

Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.

Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.

Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:

  • Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
  • Судите о книге по первым 50 страницам.
  • Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
  • Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
  • Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.

Когда вы последний раз читали книгу в своё удовольствие? Сколько книг вы прочли за последний год? Если ответы на эти вопросы расстраивают вас, не огорчайтесь, скорее всего, вы просто не занимались этим вопросом.

Мы дадим вам 10 советов по чтению книг, которые помогут вам наверстать упущенное.

1. Читайте только те книги, которые вам нравятся

Если вам нужно прочесть книгу на какую-то конкретную тему для работы, вы всегда можете выбрать из имеющего ассортимента самую легко читаемую. Тогда чтение будет приятным и полезным.

2. Выделяйте время для чтения

Если ждать момента “когда будет время”, вы никогда не начнете читать. Вы можете читать в транспорте, но, как правило, суета мегаполиса не дает сосредоточиться на читаемом материале.

Выделяйте конкретное время для чтения книг. Лучше всего в спокойной атмосфере, в которой вы сможете расслабиться и насладиться чтением.

Например, вечером дома откажитесь от чтения статусов в социальных сетях и посвятите вечер чтению книги. Хорошая книга принесёт вам намного больше пользы, чем впитывание информации из интернета или ТВ.

3. Не отвлекайтесь во время чтения

Чтение – это сложный процесс получения и усвоения информации. Если вам важно вынести из книги максимум знаний и новых мыслей, сосредоточьтесь на процессе чтения и не отвлекайтесь на посторонние мысли и дела.

4. Чтение это спорт

Чтение – это не просто процесс получения информации. Во время чтения ваш мозг работает намного активнее, чем при просмотре фильмов. Ведь в кино всё уже показано, остается только смотреть. А в процессе чтения мозг постоянно конструирует и визуализирует новые картины и миры.

За счёт такой активной работы после книги остается больше знаний, мыслей и идей. Чтение – это спорт для сознания, который развивает из человека личность.

И чем больше вы читаете, тем больше вы подсаживаетесь на этот спорт.

5. Сделайте чтение привычкой

Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Чтение это одна из лучших привычек, которая может быть у человека. Чем больше вы будете читать, тем больше вы будете .

6. Найдите своего книжного гуру

Всем нам требуются учителя, которые помогают нам избежать ошибок и двигаться вперед.

В чтении вам тоже нужен гуру, который будет с вами на одной волне и будет снабжать вас интересными и правильными книгами. Кроме того, он поможет вам глубже понять смысл прочтенного.

7. Освойте скорочтение

Скорочтение – это не только процесс быстрого чтения. В первую очередь, этот навык направлен на лучшее усвоение и понимание материала. А потом уже на скорость его восприятия.

8. Читайте одновременно одну книгу

Чем больше книг вы читаете одновременно, тем меньше ваше внимание сосредоточено на каждой книге в отдельности. Таким образом, это становится чтением ради чтения.

Чтение одной книги позволит вам максимально сосредоточиться на ней, и в короткий срок перейти к новой.

9. Читайте с блокнотом

Если вы читаете серьезную книгу, то есть занимаетесь аналитическим чтением, вам необходим блокнот. Выписывайте основные идеи, тезисы и цитаты.

В памяти лучше всего отложатся моменты, записанные в блокнот, а благодаря ним и дополнительная информация. Взглянув впоследствии в блокнот, вы сможете вспомнить всю необходимые детали.

10. Смешивайте стили

Старайтесь менять стили читаемых книг, иначе чтение быстро вам наскучит. После прочтения серьёзной книги выберите что-то лёгкое.

Как в учёбе, после математики должна быть литература, потом физика, а потом биология.

P.S

Небольшой совет

Чтобы максимально погрузиться в книгу, спросите себя, какие новые знания может дать вам эта книга, и как они помогут вам в жизни. Ответив на эти вопросы, вы поймете, что книга – это ваша дорога к новым возможностям!

Не откладывайте чтение!

Замки и крепости по праву занимают первые позиции в рейтингах самих посещаемых мест Украины.

Почти каждая крепость имеет своих призраков. Почти от каждой прорыты огромные подземные ходы, настолько гигантские, что там бы проехала целая подвода с четырьмя лошадьми.

Одним словом, легенд много, а может, и не легенды это вовсе? Мы решили собрать самые необычные, интересные, на наш взгляд, рассказы об украинских замках.

Пережил бесчисленное количество своих хозяев и жителей, десятки штурмов и осад и сохранился в почти идеальном состоянии до наших дней.

В большей мере прославили эту крепость две женщины - София Батори и Илона Зрини - свекровь и невестка, которые управляя замком, успевали еще и враждовать между собой.

И если Илона вошла в историю как храбрая оборонителька укрепления, то Софию Батори постигла мистическая, страшная слава.

Часто рассказывают, что эта женщина имела пристрастие к человеческой крови и не только убивала ради нее, но и принимала кровавые ванны, принося в жертву 13-летних девственниц.

Из Закарпатья отправимся на Львовщину, а именно в Олеский замок, что в Бугском районе. Есть здесь, конечно, свои привидения, но не о них пойдет речь. Этот замок особенно важен для поляков, потому что здесь в 1629 году родился будущий король Польши Ян III Собеский.

И вот именно о его рождении бытует очень интересная легенда. Говорят, мать рожала будущего полководца во время грозы.

Но еще более драматично то, что в это же время на замок напали татары. И вот когда бабка-повитуха положила младенца на черный мраморный стол, ударил гром. В результате стол треснул, а баба оглохла. Тогда это объяснили как пророчество: младенец должен стать особенным человеком.

В 1951 году в Олесский замок снова попала зловещая молния, из-за чего начался страшный пожар. Но здание устояло. Хотя за все годы его существования стены были практически уничтожены. И только несколько десятков лет назад практически из руин замок был восстановлен.

Замок построен в конце 1630-х годов. Сначала принадлежал гетьману Станиславу Конецпольскому, впоследствии Яну III Собескому, затем Вацлаву Жевускому, кроме обладателей короны так же принадлежал помещикам Сенгушкам.

И все, кому начиная с XVIII века и до сих пор приходилось провести в легендарных стенах хотя бы ночь, видели его страшную тайну.

Полупрозрачную, в белом одеянии и с черным лицом Марию. Кто эта женщина, призрак которой видели чуть ли не все жители поселка?

Оказывается, покой не обрела душа убитой молодой жены Вацлава Жевуского Марии. Он собственно и убил графиню в приступе ревности. Тело спрятал где-то в замке, поскольку похоронить со всеми ритуалами свою жертву не мог. Некоторые старожилы рассказывают, что тело молодой жены было замуровано в каменные стены замка.

Кременецкий замок

Фото instagram.com/chaban.denis

Что ж, теперь предлагаем отправиться в Тернопольскую область , а именно к ее волынской части - . Там, сегодня, с горы Боны, на которой стоит замок, разворачивается очень красивый вид.

Существует очень древняя легенда об этих местах.

Якобы много лет назад, еще до Киевской Руси и задолго до строительства настоящего замка дочь дулибского воеводы Тура по имени Ирва каждое утро с высокой (тогдашней) крепостной башни любовалась пейзажами. Вдруг гору окружило вражеское войско аваров.

Увидев вверху красавицу Ирву, враждебный правитель влюбился до беспамятства. Требовал, чтобы ему отдали Ирву. Узнав об этом, девушка приняла решение отказать.

Фото funtime.kiev.ua

Замок затерянный среди камышей Одесской области.

На побережье Тилигульского лимана вы можете открыть для себя нечто особенное. Разрушенный мост намекает на то, что когда-то здесь протекала река. Сейчас дворец Курисов - это архитектурный памятник государственного значения, а когда - то это было уникальное здание родового имения подполковника Ивана Онуфриевича Курыся.

Имение было построено не сразу. В 1810-1820-х годах было спроектировано его восточное крыло, в 1891-1892-х годах - основная часть здания. Дворец достраивался уже после смерти его первого владельца. Архитектурная композиция дворцового ансамбля воплощает мавританский стиль с использованием элементов готики.

Такой тип сооружения резко контрастировал с другими древними зданиями, которые сводились в то время в Украине. Самой яркой деталью старинной части здания, и всего дворца Курисов , является восьмигранная башня, напоминающая минарет.

Она высоко поднимается над строением, позволяет издалека заметить само имение. В новой же части здания был предусмотрен большой зал для приема гостей, проведения балов и празднования различных торжеств.

Его яркая особенность заключалась в том, что основное освещение поступало через крышу. Потолок держался на колоннах, которые были украшены альфрейными росписями. Это говорило о зарождении романтизма в архитектурной стилистике Украины 19 века.

С обеих сторон дворец Курисов был оформлен одноэтажными аркадами.

Замок – корабль

В селе Сидоров на Тернопольщине, над рекой Суходол поднимаются в небо руины замка - корабля. Построенный в 1640-х годах польским коронным гетманом, воеводой черниговским Марцином Калиновским, замок своей необычной вытянутой формой действительно напоминает корабль. Его длина - 178 метров, а ширина - 30 метров.

«Носовая» часть замка, величественная башня, служившая для наблюдения за местностью. В случае нападения врага реку перекрывали плотинами, и крепость-корабль оказывалась бы на острове, среди болот и озер.

Каждый старинный замок хранит свои легенды . Многие из них противоречат истории, некоторые и вовсе не похожи на правду. Тем не менее, люди склонны в них верить.

Потому что жить интереснее, когда тебя окружают мистические выдумки, сказки, легенды.

Не теряйте времени и путешествуйте по украинским замкам !

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Посе­лил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она му­жу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдо­вала его невиданная красо­та жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупа­емся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рас­сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Поче­му под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, иску­пались. Сын убил мать, вы­нул из ее груди сердце, положил на кленовый лис­ток, несет. Трепещет ма­ленькое материнское серд­це. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес­корыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было жела­ние материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растер­занная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не верну­лась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и до­линами, вышли на широкий простор и стали двумя вы­сокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.

Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой - любовь и благодарность детей...

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскры­вающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире - удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, - удо­вольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.

Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли­вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.

Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел люб­ви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни - результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!

Здесь таится большая опасность - вырастить челове­ка эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное - его личные нужды, а все ос­тальное - второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.

Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить де­тей делать добро для нас - родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!

Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.

Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на пер­вый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радо­сти - радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагора­живающей юное сердце.

Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ре­бенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость - жить для людей.

Воспитание в младшем возрасте - от 6 до 10 лет - я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стре­мятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.

Дети переступили порог школы, стали первоклассни­ками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедель­но мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слу­шаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы со­обща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассни­ков об осеннем Празднике розы (ученики 2-4 клас­сов уже знают о нем). Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, ха­рактерная для многих на­ших детских праздников: они проводятся не в школе.

В них нет излишней парадности, за которой, к сожа­лению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.

Осенний Праздник розы - это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы - возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси ра­дость матери, отцу, дедушке, бабушке.

Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное - это память, постоянная забота, настойчивость в дости­жении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.

Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю... Однообразный труд не очень-то радует, а результат-благоухающий цветок - в детском пред­ставлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и проклады­вая путь к решению поставленной задачи.

Но вот появились первые зеленые листочки на кус­тике - в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.

Наконец неожиданно для ребенка появляется пер­вый бутон. Потом второй, третий... Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые ле­пестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от пред­стоящей экскурсии.

Это радость творения добра для самых дорогих лю­дей - матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон рас­цветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цве­ток, - для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя...

Для меня самое большое счастье - видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.

Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цве­ток просто, зазря.

Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая тра­диция - ко дню рождения матери, отца, бабушки, де­душки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму - тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .

Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцве­тающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок по­вредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.

В такой заботе - живой источник человеческой чут­кости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью - в саду, зи­мой - в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом по­степенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.

У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5-8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в пло­довом саду. Небольшую делянку обсадили диким ви­ноградом. Его заросли об­разовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хри­зантемы. Вокруг беседки - сиреневая аллея. Целое ле­то в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающих­ся с работы. Здесь для них замечательное место отды­ха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.

Через один-два года пос­ле начала обучения школь­ник закладывает сад благо­дарности. Сажает яблони - матери, отцу, бабушке и де­душке; виноградные кус­ты - матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе - здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела за­висит от настойчивости и жизненной мудрости роди­телей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревь­ях, посаженных, как кажет­ся ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появле­ние - всегда радостная неожиданность. Теперь ни учите­лям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, - он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда мож­но снять плоды и понести счастливо взволнованной ма­тери.

Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме - это то, что дает необходи­мый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечно­му поступку.

«Мне надо учиться отлично по всем предметам, - сказал Коля Б., ученик 4-го класса, - у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет обе­речь сердце матери.

Стремление детей хорошо учиться (особенно ма­леньких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно про­буждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.

Как важно, чтобы дети научились чувствовать ду­шевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чут­кость зависит от того же: от добра, сделанного ребен­ком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает - у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить за­дание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Де­сятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участли­вости получает каждый ребенок.

Детство должно стать для ребенка естественной шко­лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красо­той - чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С пер­вых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном пре­старелых родителей, мужем, отцом.




Top