Два взгляда на жизнь в изображении. Кто Вы – пчела или муха? Два взгляда на мир
Два взгляда на жизнь.
На следующий день Тася шла в палату после процедуры в барокамере, когда дорогу ей преградила Ахмедова.
Михайлова? А почему вы до сих пор в стационаре?
Тася молча, смотрела в светло-серые, злобные глаза, лицо доцента, густо покрытое тональным кремом, кривилось от возмущения:
Я это просто так не оставлю! - не получив ответа, Изольда Наумовна поправила подмышкой папку с документами, обошла зловредную пациентку и, твёрдо ступая высокими каблуками, удалилась.
Нина Юрьевна пришла к ней в палату перед обедом.
Тася, вас снова зовут к Ольге Николаевне.
Кто на этот раз?
Ахмедова не успокоилась, и для разговора с вами пригласила доцента с кафедры, старшего коллегу.
Они оставят меня в покое?
Думаю, да. Ольга Николаевна уже приняла решение, а переубедить её очень трудно.
Снова, ставший привычным кабинет. Зав. отделением поздоровалась и склонилась над столом, не поднимая глаз от бумаг.
На диване сидела, вальяжно откинувшись на спинку, симпатичная женщина лет сорока пяти, с модной короткой стрижкой. Тася прошла, и устало опустилась на стул. Измождённая, с провалившимися от вчерашнего стресса и бессонной ночи глазами она устало смотрела на учёную даму. Вчера, во время разговора с Ольгой Николаевной, горячилась, стараясь доказать свою правоту. Сегодня она не могла, и не хотела говорить снова о том же. Ей казалось, что это пыточное колесо никогда не остановится.
Не представившись, и не поинтересовавшись, как зовут пациентку, незнакомка спросила:
На основании чего вы решили оставить ребёнка?
На УЗИ всё хорошо, нет отклонений в параметрах развития, - безразлично ответила Тася.
Но доцент, не дослушав, прервала её, и произнесла набившую оскомину фразу:
Не всегда всё видно на УЗИ. Иногда на мониторе всё благополучно, а плод рождается с несовместимыми с жизнью отклонениями.
Тася не стала слушать продолжения и тоже перебила незнакомку:
А бывает и наоборот. На УЗИ всё плохо, а ребёнок рождается здоровым, - язвительно ответила она. - На моё решение повлияло то, что кариотип плода и плаценты могут не совпадать, и причиной удвоенного набора хромосом может быть не ребёнок, а мозаицизм ограниченный плацентой. Для того, чтобы прийти к этому выводу, мне пришлось изучить массу материалов, в том числе авторефератов и диссертаций на эту тему.
Вы знаете, как пишутся диссертации? - усмехнулась женщина.
Да знаю. Знаю, что встречаются недобросовестные учёные. Поэтому искала случаи из жизни, рассказы тех, кто столкнулся с такой же бедой. В России я нашла один подобный случай. Девушка Ирина из Татарстана. У неё был диагноз идентичный моему. В прошлом году она родила здорового малыша.
Ещё одно обследование кордоцентез вы не хотите сделать?
Его делают в другом городе, не хочу туда ехать.
А вы знаете, что можно сдать анализ крови в нашем городе, в лаборатории, которая работает по новой технологии. Анализ подтвердит, или опровергнет ваш диагноз. Правда стоит он дорого.
Тася подумала, что если не согласится, пытки допросов не прекратятся. Ещё, чего доброго, начнут собирать консилиумы, как будто право на решение рожать или нет ей ребёнка, есть только у них.
Для меня деньги не проблема. Где можно сделать такой анализ?
Незнакомка подала ей заранее приготовленный листок с координатами лаборатории, и произнесла:
Честно скажу, я вас не понимаю. У меня, как и у вас двое детей. Я бы ни за что не рискнула терять благополучие своей семьи, из-за ребёнка инвалида. Вся жизнь насмарку, ваша и его. Вечные усмешки в спину. Любить, пока не родился - одно, затем с этим надо будет жить всю жизнь. Это вы сейчас такая храбрая. Многие просто оставляют ребёнка в больнице, и совесть их не мучает. Детские приюты полны больными детьми.
Я считаю, что мой ребёнок здоров. Не все исследования, которые проводятся медиками, показывают истину. Я убеждена, быть в семье инвалиду или нет, не всегда дано решать вам, - Тася произносила это, с яростью глядя в глаза незнакомки. - Вот вы сейчас выйдете из здания больницы и попадёте в аварию, станете инвалидом. Вы же не застрахованы от этого? Ваша семья тоже должна будет приять решение не в вашу пользу - поместить в дом инвалидов, или хуже того, сделать эвтаназию?
Не забывайтесь, с кем вы беседуете!
С человеком, который имеет такое же право на жизнь, что и мой ребёнок. Не вам решать, рожать мне его или нет! У меня фетоплацентарная недостаточность, потому, что в первом триместре я переболела ОРЗ. Это написано в моей истории болезни, и оказать медицинскую помощь в этом учреждении мне обязаны.
Даже так? - вздернув брови, в замешательстве произнесла незнакомка. - Вижу, вы хорошо подготовились и решение ваше непоколебимо. - Она взяла в руки историю болезни, спросила: - А кем вы работаете? - И, читая вслух, произнесла: - Доцент… кандидат…, - внимательно поглядела на Тасю и разочарованно сказала: - В таком случае, даже не интересно вас в чём-то убеждать. Потому и выводы приводите аргументированные. На этом наш разговор окончен. Сдавайте анализы, а там посмотрим…
Тася вышла. Спустя час она вспомнила о бумаге с адресом лаборатории и постучалась в кабинет к Ольге Николаевне.
Доцент с кафедры посоветовала мне сделать анализ крови, который подтвердит или опровергнет мой диагноз. Хочу сделать его, отвязаться от них и лечить плаценту.
Тася, вы же приняли решение, ни при каких условиях, не делать аборт?
Да, это так.
Тогда зачем тратить большую сумму денег, чтобы что-то, кому-то доказать?
Вы правы! Я так устала за эти дни кого-то убеждать, слушать людей, от слов которых тошнит. Такое чувство, что несколько дней кружусь в карусели, и нет возможности спрыгнуть. Неадекватность мыслей и решений, возникла видно от этого. Спасибо, Ольга Николаевна за совет.
Идите Тася, отдыхайте. Больше вас никто не потревожит.
Действительно, мучения Таисьи с этого дня в гинекологическом отделении, расположенном по улицы Курнатовского, закончились. К ней приходили только любимые, родные люди. Они гуляли по аллеям больничного парка. Март был в самом разгаре. Светило солнышко, звонко капала с крыш капель. Но радости не было. После допросов учёных дам Тасю снова охватил страх перед будущим, серым коконом окутала тоска. Никого не хотелось видеть, общаться. Ей казалось, что сёстры за её спиной шепчут, обсуждая её ненормальный, больше сказать, дикий поступок.
Она нашла в больничном холле, за пышно разросшейся пальмой, укромный уголок. Скрываясь от недобрых глаз, часто сидела там, на диванчике, делая вид, что читает книгу. На сердце давила обида за ребёнка, которым пренебрегли, которого хотели убить. Раньше Тася не сталкивалась с подобным. Оказывается, уже в женской консультации от женщины требовалось доказать своё право родить ребёнка. Это была система, при помощи которой общество избавлялось от нежелательных детей. Если при обследовании, скрининге, появлялось малейшее отклонение в параметрах, роженица становилась пациенткой второго сорта, ей завуалировано, а порой и напрямую предлагали сделать аборт, пока не поздно. Они даже не допускали мысли, что могла быть погрешность в исследовании, ошибка. Главным для людей, которые стояли у самого начала появления человека на свет, было, чтобы дитя родилось нормальным, без каких-либо отклонений. Чем выше становился прогресс, тем тщательней шёл отбор при помощи таких, как Ахмедова, Голикова, доцент из медицинской Академии. Радовало то, что и среди них встречались исключения.
Можно я присяду радом?
Возле Таси придерживая рукой большой живот, стояла женщина.
Садитесь. Этот диванчик поставили не только для меня.
Я лежу в соседней палате, на сохранении. Так уж получилось, что знаю вашу историю.
Ее, наверное, санитары в морге и те знают, не только вы, - грубо ответила Тася.
Не обижайтесь. Я давно хотела с вами поговорить, да всё не решалась, понимая ваше состояние.
Да что вы можете понять? Или желаете из первых уст услышать о тетраплоидии? В интернете читайте! - Она встала, чтобы уйти от назойливой женщины, но кадка с пальмой помешала.
Присядьте, - придержала та её за руку. - Вы молодец, что не послушали их. А я послушала. Молодая тогда была. Прошла исследования, как положено, а в двадцать недель, на скрининге, они нашли у моего ребёночка какую-то аномалию, насели как вороньё, чтобы делала аборт. Всё равно, мол, больше года дитя не проживёт, только оба мучиться будете. Время даже подумать не дали.
Сделали аборт? - возвращаясь на своё место, спросила Тася.
Надо было не слушать их, ещё обследования пройти, а я как затуманенная была, да и поддержать некому. Бабушка меня растила одна, а парень, как узнал о беременности, сбежал. Опомнилась, когда уже поздно было. Покончить с собой хотела, спасли. В депрессию впала, лечилась у психолога. Только я не о том хотела вам рассказать. Поверьте! Если судьбе угодно, от неё не уйдёшь. Прошло время. Я вышла замуж, долго забеременеть не могла. Наконец-то эта радость случилась. Только возраст уже был не тот, да и болезни женские одолели. Я с Дашей так и лежала на сохранении, не выходя из больницы. А в двадцать восемь недель случились стремительные роды. Девочка родилась с внутричерепной гематомой, долго была на аппарате искусственной вентиляции лёгких. Не буду перечислять всех болезней, но, сколько сил, время, денег мы потратили, чтобы хотя бы на ноги её поставить. Если суждено мне было пройти испытание, я их прошла сполна. А про мальчика своего все эти годы забыть не могу - вдруг они ошиблись? А я убила его. Может у других иначе, но время мою рану не лечит.
Это у вас второй ребёнок?
Да. Даша уже в садик ходит. Только зрение так и осталось слабым.
Как же вы решились родить ещё одного? Не страшно?
Мы с мужем всегда хотели иметь много детей. Но, чувствую, не получится. Нам уже восемь месяцев, доходить бы до положенного срока. Мальчика ждём, - с гордостью поглаживая живот, сообщила незнакомка.
Спасибо вам, - тихо произнесла Тася.
Это вам спасибо! Что держитесь, не слушаете их. Меня Людмила зовут, приходите ко мне в палату, чайком побалуемся, я сейчас одна.
Приду, - улыбнувшись впервые за последние дни, ответила Тася.
Н ас каждый день окружает огромное количество разных людей. Некоторые из них чаще всего пребывают в хорошем расположении духа, делятся хорошими новостями и стараются приободрить, если сами Вы сегодня не в настроении.
Другие вечно жалуются, у них всегда много своих проблем и из журнала, взятого с собой на работу, они обязательно прочитают Вам про чужие неурядицы.
Притча о пчеле и мухе
Спросил как-то комар муху:
— Есть ли здесь в окрестности цветы?
— Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. — А вот навоза и нечистот в канавах полным-полно.
И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать.
Затем комар, летая по своим делам, повстречал пчелу.
— Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее.
— Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов.
И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты.
Путь пчелы и путь мухи
В ведической культуре есть понятие двух основных типов сознания человека: сознание мухи и сознание пчелы.
В чём отличие? И муха, и пчела одинаково нужны в природе. И та, и другая любят сладкое.
Они могут жить в одном пространстве, но совершенно разными жизнями. Пчела целеустремлённо летит к цветам и добывает нектар, из которого потом сделает мёд.
«Пчела отыщет цветы даже на помойке, муха и в дивном саду найдёт мусор»
Муха тоже летит к цветам, но по пути постоянно отвлекается на встречные коровьи лепёшки и заинтересованно начинает разбираться — а что же это такое? Спускается вниз посмотреть…
В итоге она так погружается в исследования навоза, что чаще всего вообще забывает, что летела к цветам.
Так же и люди. Каждый из нас, выбирает среди информационных полей путь или пчелы, или мухи. Пчела, даже залетев на помойку ищет цветы, которые дадут ей нектар и пыльцу. Муха же, залетев и в дивный сад, найдёт мусор.
Сознание мухи
«Сознание мухи – это находить во всём негатив и погружаться в него»
Человек с сознанием мухи всегда замечает «коровьи лепешки». А главное — он всегда хочет разобраться в этом вопросе.
Кто оставил? Когда? Почему Петровы разводятся? Почему в стране кризис и кто виноват? В каждой «коровьей лепешке» надо поковыряться обязательно. Обсудить, предположить, расследовать…
Люди-мухи во всём замечают негатив, в любой ситуации чем-то недовольны. Выходя из дома, видят не первое весеннее солнышко, а мусор на газоне. Между просмотром фильма и криминальной телепередачи выберут последнее.
Потому что это и есть сознание мухи – находить негатив и ковыряться в нем.
Сознание пчелы
Человек с сознанием пчелы знает, что в мире существует добро и зло, красота и мусор, низкое и высокое. Он четко осознает, что это его выбор – обращать внимание на то или другое, концентрироваться на негативной информации или же позитивной.
«Сознание пчелы – это находить во всём позитив и радоваться жизни»
Человек-пчела стремится нести в мир добрые дела и положительные эмоции. Он не вешает на других свои проблемы, редко ноет и никогда не критикует. Всегда пытается найти во всём лучшие стороны и стремится к позитивному мышлению, как пчела движется к нектару — минуя грязь и помойки.
Пчеле не интересен чужой мусор. Она хочет видеть красоту цветов, вдыхать их аромат и собирать нектар. Ее интересуют только хорошие качества луга, то есть позитив, красота, польза – всё самое лучшее.
Это сознание пчелы – находить позитив и радоваться жизни.
Кто Вы – пчела или муха?
А теперь задумайтесь — чьё поведение Вам ближе? Как часто Вы отвлекаетесь на различный мусор на пути к нектару, к своей цели? Как Вы ведёте себя в различных жизненных ситуациях — как пчела или как муха?
Однажды увидев прекрасное, уловив аромат цветов и попробовав нектар, старайтесь возвращаться к этому все чаще и чаще. Важно не терять ориентир, сделать нацеленность на позитив образом мыслей, образом жизни.
«Наше восприятие притягивает ту реальность, на которое направлено наше внимание»
И когда Вам по пути встретятся коровьи лепёшки — вспомните о тех вещах, которые доставляют Вам больше радости и счастья, дают больше энергии, чем эти кучи! И летите дальше!
Все мы хотим жить долго и по возможности счастливо. А наше восприятие притягивает ту реальность, на которую направлено наше внимание. Мы есть то, что мы думаем.
Поэтому, первый и самый главный шаг к осуществлению коренных и долговременных перемен в жизни — это понимание разницы между двумя типами сознания — пчелы и мухи.
Второй шаг – это сделать осознанный выбор в пользу сознания пчелы.
Третий – неуклонно следовать этому выбору.
Приятного полета!
Чтобы мы узнали понравилась вам статья или нет, пожалуйста, нажмите кнопку социальных сетей или напишите ниже Ваш комментарий. Спасибо!
Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!
Отец смотрит на свою спящую в кроватке новорожденную дочь, которую только привезли из родильного дома. Сердце его переполнено благоговением и трепетом перед ее красотой и совершенством.
Девочка открывает глазки и смотрит прямо перед собой.
Отец произносит ее имя в надежде, что она повернет головку и посмотрит на него, но ее глазки неподвижны.
Он берет погремушку, подвешенную на перекладине, и трясет. Ребенок не реагирует.
Его сердце начинает учащенно биться. Он бежит в спальню к жене и рассказывает ей, что случилось. «Похоже, что она совсем не реагирует на шум, - говорит он. - Может, она не слышит?»
«Я уверена, что все в порядке», - говорит жена, запахивая халат, и идет вместе с ним в детскую.
Она зовет малышку по имени, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши. Затем берет на руки, и девочка немедленно начинает шевелить головкой, выгибаться и гулькать.
«Боже мой, - говорит отец, - она глухая».
«И вовсе она не глухая, - говорит мать. - Я хочу сказать, что еще слишком рано судить об этом. Она же только что появилась на свет. Наверное, еще и глядеть не умеет».
«Но она даже не пошевелилась, хотя ты хлопала изо всей силы!»
Мать берет с полки книгу. «Давай посмотрим, что пишут в книге о младенцах». Находит раздел «Слух» и громко читает: «Пусть вас не беспокоит, если новорожден-
Два взгляда на жизнь 11
Ный не реагирует на громкий шум и не поворачивается на звук. Требуется некоторое время, чтобы соответствующий рефлекс появился. Ваш врач-педиатр может провести соответствующую проверку слуха при помощи неврологической методики».
«Ну, что, - спрашивает мать, - тебе полегчало?»
«Не очень, - говорит отец. - Здесь вообще не рассматривается возможность того, что ребенок глухой. А пока я вижу только, что мой ребенок ничего не слышит, и я в ужасе от этого. Может, это все от того, что мой дед был глухой. И я никогда не прощу себе, если этот прелестный ребенок лишен слуха по моей вине»,
«Слушай, не торопись, - говорит жена. - Что ты начинаешь с самого плохого? В понедельник вызовем психиатра. А пока взбодрись. Ну-ка, подержи дочку, я поправлю одеяльце, а то оно все вылезло».
Отец берет ребенка, но при первой возможности возвращает жене. Весь выходной у него нет сил заставить себя залезть в портфель и подготовиться к следующей рабочей неделе. Он ходит за женой по дому, сокрушаясь по поводу дочкиной глухоты и загубленной жизни. В его воображении возникают картины, одна тягостнее другой: она не слышит, у нее не развивается речь, прекрасное дитя отрезано от жизни общества, пребывает в безмолвной изоляции. К воскресному вечеру он впадает в отчаяние.
Тем временем мать записывается на прием к педиатру, на самое утро в понедельник. В выходной она занимается физкультурой, читает и пытается успокоить мужа.
Хотя обследование у педиатра дает благоприятный результат, настроение отца остается гнусным. Оно начинает улучшаться только через неделю, когда девочка вздрагивает от «выстрелов» в глушителе проезжающего грузовика. Только после этого отец снова радуется дочери.
Мартин Э. П. Зелигман
Эти отец и мать олицетворяют два разных взгляда на мир. Что бы ни случилось с ним, будь то налоговая проверка, супружеская ссора или нахмуренный хозяин, всегда он ждет наихудшего: банкротства и тюрьмы, развода, увольнения. Он склонен к депрессии; у него бывают длительные приступы апатии; его здоровье страдает. Она же, наоборот, склонна видеть неудачи в наименее пугающем свете. С ее точки зрения, они носят временный характер, их можно преодолеть, это - некий вызов, с которым можно побороться. После изменения ситуации, она быстро приходит в себя, восстанавливая свою энергию. Здоровье у нее идеальное.
Эти категории людей - оптимистов и пессимистов - я изучал в течение последних двадцати пяти лет. Определяющей чертой пессимистов является их вера в то, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они не делали, виноваты в них они сами. Оптимисты же, когда на них обрушиваются аналогичные удары судьбы, относятся к своим неудачам прямо противоположным образом. Они верят, что поражение носит временный характер, что его причины разового свойства, и не они в нем повинны, а обстоятельства, невезение либо другие люди. Поражение не способно сломить их. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и борются с ней с удвоенной энергией.
К каким последствиям приводят эти два способа оценки причин происходящего? Буквально сотни исследований показывают, что пессимисты легче сдаются и чаще впадают в депрессию. Эти эксперименты свидетельствуют также, что оптимисты чаще добиваются успехов в школе и колледже, на работе и спортивной площадке. Их результаты сплошь да рядом превосходят предсказания тестов профессиональной пригодности. На конкурсные должности оптимистов принимают чаще, чемпессимистов. Здоровье у них гораздо
Два взгляда на жизпь
Лучше. Процесс старения у них протекает менее отягощенным болезнями. Есть основания считать, что и живут они дольше.
Обследования сотен тысяч людей показывают, что удивительно высокий процент среди них составляют закоренелые пессимисты; кроме того, у очень многих присутствует серьезная, вызывающая беспокойство склонность к пессимизму. Кстати, не всегда легко самому узнать, пессимист ли вы; эта тень падает на гораздо большее число людей, чем они это сознают. Специальные тесты могут выявить следы пессимизма в речи людей, которым никогда не пришло бы в голову считать себя пессимистами; эти следы чувствуют и собеседники, что может вызвать у них отрицательную реакцию на говорящего.
Пессимизм может так глубоко укорениться в человеке, что будет казаться его неотъемлемой чертой. Я обнаружил, однако, что от пессимизма можно избавиться. На самом деле пессимистов можно научить, как им стать оптимистами, причем не бездумными приемами, вроде насвистывания веселой мелодии или бормотания банальностей («с каждым днем я становлюсь все совершеннее»), а путем приобретения новых сознательных навыков. Причем эти навыки не являются детищем сомнительных энтузиастов или средств массовой информации; они были разработаны в лабораториях и клиниках ведущих психологов и психиатров и подвергнуты тщательной проверке.
Эта книга поможет вам обнаружить склонность к пессимизму у себя или у близких вам людей (если она, конечно, присутствует). Она также познакомит вас с техникой, которая помогла тысячам людей избавиться от застарелой склонности к пессимизму и ее логического продолжения - депрессии. Она позволит вам в новом свете рассмотреть собственные недостатки.
Мартин Э. П. Зелигман
НИЧЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ
В основе явления пессимизма лежит другое явление - чувство беспомощности. Беспомощность - это такое состояние, когда все, что бы вы ни делали, не способно повлиять на происходящее с вами. Так, например, если я пообещаю вам тысячу долларов за то, что вы откроете книгу на странице 104, вы, думаю, не только согласитесь, но и успешно выполните это задание. Если же я пообещаю вам тысячу за то, чтобы вы силой воли сузили свой зрачок, то вы, может быть, и согласитесь, но на результате это не скажется. Тут вы бессильны. Если вы в состоянии сознательно управлять процессом перелистывания страниц, то мускулы, изменяющие размер зрачка, вашей воле не подвластны.
Жизнь начинается с полной беспомощности. Новорожденный младенец не в состоянии помочь себе, так как он* по сути дела представляет собой совокупность рефлексов. Если мать приходит на его крик, это еще не значит, что он управляет приходом матери. Его крик - просто рефлекторная реакция на боль и неудобство. У него, в сущности, нет выбора: кричать или не кричать. По сути, в организме новорожденного есть только один набор мышц, поддающийся некоторому сознательному контролю - те, что связаны с актом сосания. Последние годы жизни человека зачастую сопряжены с возвратом в беспомощность. В это время мы можем утратить способность ходить. Как ни
Просьба к читателю: если в этой книге вы встречает местоимение «он», употребленное, какв этом предложении, для обозначения человеческого существа, то следует читать «он или она». Использовать полную форму каждый раз было бы нелепо; остается надеяться, что когда-нибудь великий английский язык родит разумный альтернативный вариант.
Два взгляда на жизнь 15
Прискорбно, можем разучиться управлять своим кишечником и мочевым пузырем, чему мы научились на втором году жизни. Можем не суметь подобрать нужное слово, да и вообще потерять речь и способность управлять своими мыслями.
Длительный период между младенчеством и последними годами жизни заполнен процессом расставания с беспо-мощьностью и обретения контроля над собой. Контроль над собой означает способность производить изменения путем волевых, сознательных действий личности; это - противоположность беспомощности. Через три-четыре месяца рудиментарные шевеления конечностей попадают постепенно под сознательный контроль, махание руками трансформируется в дотягивание, доставание. Затем, к ужасу родителей, становится сознательным крик и плач: ребенок обретает способность реветь, чтобы добиться прихода матери. Этой своей способностью он злоупотребляет до тех пор, пока прием не перестает срабатывать. Конец первого года жизни ребенка знаменуется двумя крупнейшими достижениями контроля над собой: первыми шагами и первыми словами. Если все идет нормально и растущие духовные и физические потребности ребенка получают хотя бы минимальное удовлетворение, то в течение последующих лет беспомощность уменьшается, а самоконтроль растет.
Много вещей в жизни не поддается нашему контролю: цвет наших глаз, наша раса, засуха на Среднем Западе. Но существует обширная «ничейная» территория, над которой мы в состоянии установить свой контроль - или уступить его кому-либо другому, или вообще судьбе. Речь идет о способе нашего существования, наших взаимоотношений с другими людьми, о том, как мы зарабатываем себе на жизнь - то есть о тех аспектах нашего образа жизни, где обычно мы располагаем некоторой свободой выбора.
То, как мы думаем об этой части нашей жизни, может
Мартин Э. П. Зелигман
Существенно усилить или ослабить наше влияние на нее. Наши мысли - не просто реакция на события; они могут влиять на результат. Например, если мы думаем, что не в силах влиять на то, какими станут наши дети, это может парализовать нашу активность в данной области. Сама мысль «что бы я ни сделал, это ничего не изменит» способна помешать нам действовать. И мы уступаем своих детей их ровесникам, учителям и обстоятельствам. Если мы переоцениваем свою беспомощность, вмешиваются другие силы и формируют будущее наших детей.
Позднее в этой книге мы увидим, что умеренный пессимизм может принести ограниченную пользу. Однако мой двадцатипятилетний опыт исследований убедил меня, что если мы привычно верим, как верят пессимисты, что невезение - наша собственная вина, что оно носит длительный характер и способно воспрепятствовать всему, что мы пытаемся сделать, то нас ждут гораздо большие неприятности, чем если бы мы верили в противоположное. Я также убежден, что, находясь в плену такой веры, мы легко впадаем в депрессию, теряем свой созидательный потенциал и даже становимся менее здоровыми физически. Пессимистические прогнозы, таким образом, работают сами на себя!
Ярким примером может послужить истерия молодой женщины, которую я знал; она была студенткой университета, где я некогда преподавал. В течение трех лет ее руководитель, профессор английской литературы, был крайне внимателен к ней, почти нежен. Благодаря его поддержке и своим высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичной учебы в Оксфорде. Когда она вернулась из Англии, оказалось, что ее интересы переместились с Диккенса, на творчестве которого специализировался ее руководитель, на более ранних английских романистов, конкретно - на Джейн Остин, на творчестве которой специализировался один из его коллег. Руководитель попытался убедить ее
Два взгляда на жизнь 17
Сделать дипломную работу по Диккенсу, но потом достаточно спокойно воспринял ее решение писать работу по Остин и даже согласился остаться ее консультантом.
За три дня до защиты экс-руководитель письменно обратился в экзаменационную комиссию с обвинением молодой женщины в плагиате, который она якобы допустила всвоей работе. По его словам, она осмелилась сделать несколько утверждений по поводу раннего периода Джейн Остин, не сославшись на два научных источника, тем самым присвоив авторство этих положений. Плагиат - тягчайший из академических грехов, и все будущее молодой женщины, включая стипендию и саму возможность окончить университет, оказалось под угрозой.
Когда она обратилась к разделам, которые, согласно профессору, были написаны без ссылки на источники, то оказалось, что источник один - сам профессор. Соответствующую информацию она получила от него во время обычного разговора, когда он делился с ней своими соображениями по рассматриваемому вопросу; при этом он никогда не упоминал о каких-либо печатных источниках. Фактически девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.
В такой ситуации многие в ярости набросились бы на профессора. Многие, но только не Элизабет. Возобладал ее привычный пессимизм. Она была уверена, что комиссия сочтет ее виноватой и нет никакого способа убедить ее членов в обратном. На чаше весов комиссии слово профессора перевесит аргументы студентки. И вместо того, чтобы защищаться, она ушла в себя, причем все стороны ситуации стали представляться ей в самом невыгодном свете. «Я сама во всем виновата», - говорила она себе. И не важно, что профессор сам заимствовал идеи у кого-то. Главное то, что она их «украла», потому что не сослалась на профессо-
Pa. Она сама поверила в собственную недобросовестность; значит, она - мошенница, и, может быть, всегда ею была.
Кажется невероятным, что при всей очевидной невиновности она была готова признать свою вину. Но исследования показывают, что в глазах людей, привыкших к пессимистической оценке, неудачи имеют свойство превращаться в катастрофы. При этом собственная невинность у них обращается в вину. Покопавшись в своей памяти, Элизабет обнаружила факты, которые, как ей казалось, подтверждали собственный суровый приговор; она вспомнила, как в седьмом классе на контрольной списала ответы у подруги; как в Англии она не стала разубеждать своих английских друзей, которые считали, что она происходит из богатой семьи. Вот она и здесь «смошенничала», когда писала свою работу. И на защите она молча восприняла решение экзаменационной комиссии, которая отказала ей в выдаче диплома.
У этой истории нет счастливого конца. Все планы девушки пошли прахом, жизнь не удалась. Последующие десять лет она проработала продавщицей. У нее нет никаких устремлений; она не только не пишет, но даже перестала читать книги. Она все еще расплачивается за то, что сочла своим преступлением.
Но ведь преступления-то и не было! Была проявлена обычная человеческая слабость - привычка рассуждать пессимистически. Если бы она сказала себе: «Да ведь меня ограбили! Меня же подставил этот ревнивый ублюдок!», то логичным был бы и следующий шаг - рассказать все, как было, и защитить себя. Вполне могло бы случиться, что профессора лишили бы права преподавать, а она бы защитилась с отличием, Если бы только она привыкла по другому относиться к сроим жизненным неудачам...
Одно из важнейших открытий психологии за последние двадцать лет сострит в том, что человек может выбирать
Два взгляда на жизнь 19
Способ мышления. Привычный склад мышления не обязан сохраняться навсегда.
Психология как наука далеко не всегда была озабочена индивидуальным складом мышления, индивидуальными человеческими реакциями, да и вообще индивидуумом как таковым. Совсем наоборот. Двадцать пять лет назад, когда я был студентом-психологом, дилеммы, подобные описанной выше, объяснялись совсем не так, как сегодня. В то время люди считались продуктом окружающей их среды. Преобладающее объяснение поступков индивидуума сводилось к тому, что людей «толкает» внутренняя мотивация или «тянут» внешние события. Хотя подробности этого «толкания» или «затягивания» зависят от того, какой конкретно теории вы следуете, в целом все модные теории придерживались такого подхода. Фрейдисты считали, что поведением взрослых людей управляют неразрешенные противоречия детства. Последователи Б.Ф. Скиннера считали, что модель поведения воспроизводится, если ее подкрепляют внешние факторы. По мнению этологов, модель поведения определяется генетическими факторами, а с точки зрения бихевиористов - последователей Кларка Халла наши поступки вызываются необходимостью ослабить воздействие побудительных мотивов и удовлетворить биологические потребности.
Примерно с 1965 года излюбленные объяснения начинают меняться самым радикальным образом. Внешние факторы стали считаться менее существенными для мотивации поведения человека. При этом сложились четыре основных подхода к объяснению поведения человека при доминирующем воздействии внутренних факторов:
В 1959 году Наум Хомски подверг разрушительной критике основополагающую книгу Б.Ф.Скиннера «Вербальное поведение». Хомски утверждает, что
Человеческое поведение вообще и язык в частности не являются результатом закрепления речевых привычек прошлого. Сущность языка, по его мнению, сводится в первую очередь к его генеративной, продуцирующей способности. Даже фразы, которых вы никогда не произносили и не слышали (типа «У тебя на коленях сидит пурпурное чудище по имени Гила»), могут быть тем не менее мгновенно поняты.
Жан Пьяже, выдающийся швейцарский исследова
тель процесса развития детей, сумел убедить весь мир
(причем американцев - последними) в возможности
научного изучения развивающегося сознания ребен
ка.
В 1967 году с публикацией «Когнитивной психоло
гии» Ульрика Найссера воображение молодых психо
логов-экспериментаторов, разочаровавшихся в дог
мах бихевиоризма, было захвачено новым подходом.
Когнитивная психология провозглашает возможность
измерить производительность мыслительного процесса
и оценить его последствия при помощи компьютерно
го моделирования.
Психологи-бихевиористы обнаружили, что лишь мо
тивы и потребности не в состойнии адекватно объяс
нить поведение животных и человека, и стали привле
кать в этих целях категории знаний и мыслей.
В итоге основные теории психологии стали в конце 60-х годов смещать акцент с внешних факторов в сторону роли индивидуального ожидания, предпочтения, выбора, решения, контроля и беспомощности.
Это фундаментальное изменение в области психологической науки тесно связано с фундаментальным изменением в нашей собственной психологии. Впервые в истории в результате изменений в технике, массовом производстве и
Два взгляда на жизнь 21
Распределении, а также по ряду других причин большое количество людей приобрело возможность выбора в важнейших для себя вопросах и соответственно установления личного контроля над своей жизнью. Не в последнюю очередь эта возможность выбора относится и к нашему привычному способу мышления. В большинстве своем люди приветствовали эту возможность. Мы принадлежим к обществу, которое дает своим гражданам возможности, каких они раньше никогда не имели, которое очень серьезно относится к радостям и горестям личности, возвышает ее и считает самовыражение ее законной целью, почти священным правом.
ДЕПРЕССИЯ
Однако вместе с этими свободами приходят и опасности. Потому что век личности оказался также и веком явления, которое тесно связано с пессимизмом; это его крайнее выражение - депрессия. Мы сейчас находимся в самом разгаре эпидемии депрессии; эта эпидемия уносит (посредством самоубийств) столько же жизней, сколько СПИД, но распространена еще шире. Острой формой депрессии поражены сегодня в десять раз больше людей, чем пятьдесят лет назад. Женщины страдают от нее вдвое чаще мужчин, и в среднем она начинается на десять лет раньше, чем поколение назад.
До недавнего времени существовало всего два подхода к проблеме депрессии: психоаналитический и биомедицинский. Основой психоаналитического подхода служила статья, которую Зигмунд Фрейд написал почти семьдесят пять лет назад. Рассуждения Фрейда основывались на весьма ограниченном количестве наблюдений и на чрезвычайно смелой игре воображения. Он объявил, что депрессия есть гнев, направленный против себя, в результате чего человек в
Депрессии считает себя ненужным, лишенным ценности и желает себя уничтожить. Депрессивная личность, по Фрейду, учится ненавидеть себя чуть ли еще не на руках матери. В начальный период жизни ребенка неизбежно наступает момент, когда мать бросает ребенка, по крайней мере, с его точки зрения. Скажем, она уезжает в отпуск, или слишком поздно задерживается, или рожает другого ребенка. В некоторых детях это возбуждает чувство ярости, но поскольку мать слишком любима, чтобы быть объектом этого чувства, то ребенок обращает его против более доступной мишени, то есть себя (или, точнее, против той части себя, которую он идентифицирует со своей матерью). Это превращается в, саморазрушительную привычку. И если его вновь покидают, его ярость вновь обращается против себя, а не против истинной причины потери. Отсюда отвращение к себе, депрессия как реакция на потерю, самоубийство - «се логично следует одно за другим.
По Фрейду, от депрессии нелегко избавиться. Депрессия есть результат противоречий детства, которые остаются неразрешенными под замерзшими защитными слоями. И только пробившись через них, верил Фрейд, и разрешив застарелые конфликты, можно преодолеть тенденцию к депрессии. Психоанализ год за годом, борьба под руководством врача за поиск детских истоков обращенной против себя ненависти - такой рецепт Фрейд прописывает от депрессии.
При всей приверженности американцев (особенно проживающих на Манхеттене) этому подходу, я должен признаться, что считаю его нелепым. Он обрекает жертву на годы односторонних разговоров о темном и далеком прошлом, и все ради того, чтобы преодолеть проблему, которая могла бы сама по себе «рассосаться» за несколько месяцев. В более чем 90 процентов случаев депрессия носит эпизодический характер, она приходит и уходит. Эти приступы
Американка Тельма Томпсон вспоминала, что во время войны ее мужа назначили на службу в военный учебный лагерь недалеко от пустыни в штате Нью-Мексико. Она поехала вместе с ним.
Мужа послали на военное учение в пустыне, и она осталась совершенно одна в крошечном доме. Жара была невыносимой. Вокруг дома были только мексиканцы и
индейцы, не умевшие говорить по-английски. Ветер дул непрерывно, и все, даже воздух, было полно песка.
Она возненавидела это место и чувствовала себя очень несчастной. Своим родителям она написала, что не может больше терпеть ни минуты и хочет вернуться домой. Отец ответил ей письмом, в котором было всего две строчки:
"Два человека смотрели сквозь тюремную решетку. Один видел грязь, другой видел звезды".
Эти строчки полностью изменили жизнь молодой женщины.
1. Попробуйте понять, как изменилась жизнь молодой женщины. Сравните с продолжением авторского текста в ответе (п. 1).
2. Как вы объясните, почему так изменилась жизнь Тельмы?
Ответ
1. Тельма много раз перечитывала эти строчки, и ей стало стыдно за себя. Она решила постараться найти хорошие стороны в своей жизни. Вскоре она подружилась с местными жителями. Они ответили на ее дружелюбие искренней любовью. Она изучала диковинные формы кактусов, наблюдала заход солнца в пустыне, искала морские раковины, которые пролежали там миллионы лет с тех пор, как пустыня была дном океана.
Что же изменилось? Пустыня не изменилась. Индейцы остались такими же. Изменилась она сама. Она превратила свои мучительные переживания в самое волнующее приключение ее жизни. "Я открыла новый мир, - писала она, - он взволновал и вдохновил меня... Я выглянула из созданной мною тюрьмы и увидела звезды".
(По книге Д. Карнеги "Как перестать
беспокоиться и начать жить".)
2. Вы правы, если ответили, что под влиянием письма отца изменилась ее установка, а вслед за ней и вся жизнь.
ЭФФЕКТ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ
У читателя всегда есть какие-то ожидания: они либо существуют еще до начала восприятия ("вот это новый детектив", "вот это увлекательный роман", "а вот это задали прочитать ко вторнику"), либо возникают в процессе восприятия именно потому, что автор специально строит свой текст так, чтобы они возникли. О первом виде ожиданий мы рассказывали в разделе "Что такое установка", о втором - немного там же, немного в разделе "Заглавие", а подробнее поговорим сейчас.
Обманутыми могут оказаться и ожидания, которые были у вас до чтения ("ну и детектив, я уже на третьей странице догадался, чем все кончится..."), и ожидания, которые возникают в процессе чтения. Понять, в чем состоит эффект "обмана", - значит разобраться в том, как это было устроено ("подстроено") автором и мог ли читатель заметить эти приемы.
Попробуем проследить, как именно возникает эффект обманутого ожидания. Рассмотрим на примере конкретного текста, в какой момент и почему читатель вдруг догадывается, что он обманулся в своих ожиданиях.
Не сомневаемся, что вы читали пушкинскую оду "Вольность". Но все же напомним одну ее строфу:
Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор.
Неволи немощные слезы:
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела - Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Сейчас мы вспомним другое стихотворение А. С. Пушкина, к которому, как нам кажется, так и хочется поставить эпиграфом строчку из оды "Вольность": "Увы! куда ни брошу взор…"
Будем читать текст стихотворения не весь сразу, а "порциями", фрагментами, как мы это уже не раз делали при работе с заданиями. По ходу чтения будем разбираться, какую установку создает поэт самим построением текста, какое ожидание возникает у читателя, то есть, проще говоря, попробуем понять, "к чему клонит" автор.
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Нужно ли отвечать на вопросы, которые задает "всегдашний обвинитель", или он сам знает ответы - как вам кажется? ...Вы правы. Это риторические вопросы, ответов не требующие. Читаем дальше.
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным,
не пустым?
Из первого и второго фрагментов выпишем все "предметы речи". Сформулируем отношение лирического героя к каждому из этих "предметов" в отдельности и к отечеству в целом.
(В первом фрагменте "предметами речи" являются ум, гениальность ("гений"), благородство, душа, гражданские чувства и т.п. Вывод - ничего этого нет "в отечестве моем". Второй отрывок касается больше, как принято говорить, "светского общества": женщин и разговора. Красота женщин - хладная, а разговоры, как следует из контекста, - глупые, скучные и принужденные.)
Согласны ли вы, что наш гипотетический эпиграф из оды "Вольность" (Увы! куда ни брошу взор...) действительно подходит к стихотворению "Краев чужих
неопытный любитель...", по крайней мере к той его части, которую мы прочли? И в том и в другом текстах - размышление об отечестве, критика его пороков, в них похожее настроение и даже похожие конструкции (риторические повторы ...везде...; ...где... ) и похожие слова (общественно-политическая лексика). Значит, стихотворение "Краев чужих неопытный любитель..." относится к гражданской лирике - именно такие ожидания сформировал у нас автор.
Читаем следующую строку стихотворения.
Отечество почти я ненавидел -
Совпали ли наши ожидания с этим выводом? Какое слово показалось неожиданным?
(Не сомневаемся в правильном ответе. В целом такой вывод - о том, что поэт не принимает, не может принять современного ему общества - мы и ожидали, но слово почти появилось непредсказуемо.)
Это почти для внимательного читателя говорит о многом. Оно подсказывает: стихотворение закончится тем, что обвинитель найдет в отечестве хоть что-то положительное. Но что именно?
Читайте последние две строки.
Но я вчера Голицыну увидел
Ожидали ли вы такого финала? Какие чувства вы испытали, прочитав эти две строки? Сравните свои читательские ощущения с нашей читательской реакцией.
(Ничего себе! На одной чаше весов - пороки отечества, на другой - Голицыну увидел (увидел, только увидел!).
В этом стихотворении нет ни слова о любви! Но объяснение в ней состоялось, и действует оно тем сильнее, чем больше использовано общественно-политической лексики (совершенно неподходящей к любовной теме), чем дальше автор "уводил" читателя от подлинного предмета стихотворения, чем сильнее контраст, чем более неожиданным - на фоне всего текста - выглядит его финал.
Такой прием построения текста как раз и называется эффектом обманутого читательского ожидания.
Абрам Терц в своем эссе "Прогулки с Пушкиным" описывает тот же эффект немного иначе, пользуясь терминологией цирковых фокусников:
...Пушкин бросает фразу, решительность которой нас озадачивает: "Отечество почти я ненавидел" (?!). Не пугайтесь: следует - ап! - и честь Отечества восстановлена:
Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
И маэстро, улыбаясь, раскланивается.
(Наш разбор стихотворения "Краев чужих неопытный любитель..." закончен только с одной точки зрения: как проявляется в нем эффект обманутого ожидания. Но полностью его смысла мы, наверное, еще не раскрыли. Только ли улыбку вызывает чтение этого стихотворения? Мы сказали, что его общественно-политическое содержание - лишь уловка, для того чтобы эффектнее признаться в любви Голицыной. А может быть, наоборот? Признание в любви - только прием, чтобы под его прикрытием выразить свои гражданские чувства? Какие это чувства? Ненависть (ненавидел)"! Боль? Печаль (сравните у М. Лермонтова в "Думе": Печально я гляжу на наше поколенье...)? Подумайте над этими вопросами самостоятельно.)
Эффект обманутого ожидания может проявляться по-разному. Нет никакой принципиальной разницы в том, какой элемент текста создает ожидания: заглавие, первая строка, первая строфа или весь текст в целом, а какой элемент текста эти ожидания разрушает: первая строчка стихотворения или его последняя строчка... Суть остается одной и той же.
Чтобы стало окончательно ясно, в чем эта суть, приведем пример из современного детского фольклора, наверняка всем вам хорошо известного. Это "страшные истории, написанные великим детским народом", как
говорят в аннотации к книге "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" ее авторы и составители Э. Успенский и А. Усачев (М., 1992).