Царские палаты. Государев двор

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата. Красное крыльцо Грановитая палата. Грановитая палата.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом) Царицына палата (рисунок) Царицына палата (рисунок)

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец Теремной дворец. Золотое крыльцо Теремной дворец. Вход Теремной дворец. Приемная Теремной дворец. Круглая печка

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.
Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Александровский зал

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.
Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.
Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня Парадная опочивальня

Теремной дворец. Царская приемная

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении ин-в. Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото. Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.

Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.

Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.

Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Личные апартаменты императорской семьи - Собственная половина - не менее богаты, чем парадные помещения. Жилые комнаты расположены в первом этаже. Они вытянуты по главному фасаду и образуют строгую дворцовую анфиладу с окнами на южную сторону. Здесь семь комнат: Столовая, Приёмная (Гостиная) императрицы, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет и Приёмная императора. Большие с высокими потолками комнаты обставлены специально изготовленной для них мебелью и украшены великолепными изделиями из золочёной бронзы, хрусталя и фарфора.

Интерьеры Собственной половины наглядно отражают характерную особенность архитектуры Большого Кремлёвского дворца - его стилевое многообразие. Холодноватая стилизация Столовой с полированным светлым мрамором стен, мраморными вазами-кратерами, скульптурой и напольными светильниками в подражание древнеримским контрастирует с уютом, присущим Гостиной. Мягкие сочетания белого, розового и голубого с золотом, усложнённые волнистые контуры золочёной мебели, изящность и живость лепных и расписных цветочных орнаментов сводов и потолка, хрупкая грация наполняющего комнату фарфора - ваз для цветов, напольных ламп, канделябров - характерные элементы стиля рококо. Невероятно хороша люстра с многочисленными фарфоровыми цветами, вылепленными вручную: своей формой и расцветкой они как будто бросают вызов самой природе.

За Кабинетом находится Будуар. В его оформлении не стремились следовать какому-либо историческому стилю. Комнату обставили и декорировали в духе своего времени. В обивке стен и уютной "стёганой" комфортабельной мебели господствует тонкое колористическое сочетание розового со светлым серо-зелёным и серебристо-пепельным. Главным украшением Будуара является камин, облицованный ярким уральским малахитом. Мелкие пластины малахита так искусно подобраны по цвету и рисунку, что камин кажется высеченным из монолита. Прославленные русские камнерезы создали особую манеру мозаичной работы с малахитом, успешно преодолевая трудности отделки любых округлых поверхностей и гнутых профилей.

Собственная половина Большого Кремлёвского дворца - замечательный музей русского дворцового жилого интерьера, сохранившего облик в почти неизменном виде с 40-х гг. XIX в. Своеобразие этого интерьера состоит в сочетании традиционного и нового, в стремлении уравновесить прекрасное и полезное. Хотя очевидно, что высокое понятие прекрасного порой заменено более земным понятием роскоши и богатства.

Заметки

"Палата покрыта была чистым золотом, украшена многими скульптурами птиц, зверей из драгоценных металлов. Освещалась палата паникадилом в виде льва, держащего в пасти... змею с подвешенными к ней золотыми лампадками".

Арсений Элассонский о Царицыной палате

"...Я был принят царём и поцеловал его руку. Он сидел на возвышении на красивом троне, имея на голове богато украшенную корону и золотой жезл в руке; он был одет в золотую одежду, украшенную драгоценными камнями... Далее вокруг царя сидели его вельможи, богато разодетые в золото и драгоценные каменья".

Антоний Дженкинсон, представитель общества "Московская компания",
о приёме у царя Ивана Грозного (1 557 г.)

Российские ордена почти всегда изготавливались из золота. Первый российский орден - Святого Андрея Первозванного - учредил в 1698 г. Пётр I. Вплоть до 1917 г. он оставался высшей наградой и был восстановлен в 1998 г. Указом Президента Российской Федерации. По старшинству за ним следовали орден Святого князя Владимира 1-й степени (учреждён Екатериной II в 1782 г.) и орден Святого князя Александра Невского (узаконен Екатериной I в 1725 г.). Изготавливали ордена мастера московской Оружейной палаты, а позднее ювелиры Санкт-Петербурга.

Наиболее чтимой российской наградой был военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4 степеней. Он давался лишь офицерам за особые заслуги в военное время, и даже низшая, 4-я степень предоставляла награждённому права потомственного дворянства и возводила его в привилегированное сословие. Полными кавалерами ордена были только генерал-фельдмаршалы М.Б.Барклай-де-Толли, М.И.Кутузов, И.Ф.Паскевич и И. И. Дибич. Для награждения нижних чинов манифестом от 13 февраля 1807 г. ввели Знак отличия военного ордена и медаль "За храбрость", которые с 191 3 г. стали называть Георгиевским крестом и Георгиевской медалью. Их чеканили из серебра и лишь непродолжительное время - кресты 1-й и 2-й степеней и медали - из золота.

Поводом для учреждения ордена Святой Екатерины стал неудачный Прутский поход Петра I против турок. От неминуемого плена царя спасли дипломатические переговоры и драгоценности его жены Екатерины I, использованные для подкупа турецкого главнокомандующего.

Весь текстиль для дворца был изготовлен на московской фабрике Г.Сапожникова. Эти ткани считались лучшими не только в России, но ценились и за рубежом. Фарфор поставлял Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, а мебель -в основном петербургские фирмы Гамбс и Тур.

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг., Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х гг., ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529-1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь - первый каменный шатровый древнерусский храм.

Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика.

Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания - южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз¬можно, к тронному залу).

Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь - «верх шатром», палата - «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами.

Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные.

Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата - щипцовые; западный - с полуциркульным верхом.
Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.



Роспись шатра Покровской церкви


К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.

Согласно историко-архитектурным исследованиям 2000-х годов, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим мы можем предположить, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции - Александровской слободе. Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III.

3 декабря 1564 года Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу.

В царствование Ивана Грозного на Государевом Дворе Александровской Слободы на протяжении почти 20 лет вершилась история России. В борьбе за укрепление государственности царь Иван IV прибегнул к самым крайним мерам, вылившимся в террор, и в 1565 году выделил из всего государства «особый удел» - опричнину, на котором учредил особый порядок. Центром «особого государства» и фактически столицей России стала Александровская Слобода. Здесь заседала «опричная» дума, заключались важнейшие торговые договоры, проходили дипломатические приёмы, состоялись пышные царские свадьбы.


Неврев Н. В. Опричники

Центром города является Советская площадь (в народе именуемая просто Площадью), на которой во времена опричнины располагались Посольский двор Ивана Грозного, древний базар, приказная изба.


В. Жученков. Опричники. 1960-е гг.

"Родомыслом был призван стать и Иоанн IV. Страшная трансфизическая судьба Грозного коренится в том, что некоторые свойства натуры сделали его легко доступным бессознательным духовным подменам, а неограниченная власть разнуздала его эмоции, развратила волю, расшатала ум, нанесла непоправимый ущерб его эфирному телу и превратила излучины его индивидуального пути, вернее падения, в цепь несчастий для сверхнарода и в катастрофу для государства.

Проследить и выявить внутреннюю сторону этого процесса, метаисторическую и психологическую, – задача особой монографии. Но всякий, даже и не специалист, заинтересовавшись этой темой, может легко проследить, как совмещались в Иоанне, то сливаясь, то вступая в борьбу, влияния демиурга сверхнарода и воинствующего демона великодержавия; как в 1564 году, во время его странного бегства из Москвы сначала к Троице, потом в Александровскую слободу, уицраор всецело подчинил его личность своим заданиям, и жуткая метаморфоза, происшедшая в государственном творчестве, душевном состоянии и даже во внешнем облике царя, потрясла его окружение. Учреждалась опричнина – то ядро абсолютной тирании, которое, по мысли его создателя, должно было организовать в себе и вокруг себя молодой дворянский класс, послушное орудие новой государственности. Вряд ли можно сомневаться в том, что опричнина мыслилась лишь первым этапом на пути превращения в зону абсолютной тирании всей страны, хотя бы ценой истребления целых классов и того стремительного и ужасающего снижения общего творческого и морального уровня, которое сопутствует всякому тираническому народоустройству.

Так отражалось в нашем трехмерном мире усиление того сооружения в мире демоническом, которое является перевернутым подобием Небесного Кремля и его трансфизическим полюсом; и которое сперва закачалось в зеркале истории бесовскою карикатурою на монастырь – Александровской слободою, а потом начало искажать Московский Кремль, осквернив его застенками, тюрьмами, плахами и богомерзкими оргиями. Это сооружалась и крепла в Друккарге черная цитадель, это создавали чертеж Грядущего великие игвы, это бесновались раругги, томимые жаждою крови и подстегиваемые безнаказанностью; это разнуздывались силы той исподней страны, которая была призвана стать несколько веков спустя средоточием планетарных сил, стремящихся вырвать из-под влияния Мировой Сальватэрры весь круг человечества...

Таким образом, Иоанн IV являет собой ярчайший пример не столь уж редкого в истории типа родомысла-тирана, то есть личности, призванной к обширной культурно-государственной деятельности демиургом сверхнарода, блистательно вступившей на это поприще и сорвавшейся в пучину инфрафизических слоев с той крутизны, на которую вознес ее демон государственности. Деятельность Грозного подготовила эпоху Великого Смутного времени – единственную в своем роде. Ее хроники озарены фантастическими отсветами массовых видений, сверхъестественных вмешательств, демонических вторжений. Если метаисторическое созерцание подготовило нас к пониманию таких свидетельств, как выражения массового душевного опыта сверхнарода, мы станем вчитываться в эти исторические события как в шифр, которым написана мрачная поэма всеобщего столкновения иерархий в начале XVII столетия".
Даниил Андреев

Александровская Слобода явилась не только средоточием политической и экономической жизни России, а и её национальной культуры. При Иване Грозном Государев Двор перестраивается, и создаются сооружения не имеющие себе равных. По личному заказу царя древние храмы украшаются редкими по красоте росписями, прославляющими московских государей и Богоизбранность России.
Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» - чумы, охватившей Москву в 1568 году.
Сюда привлекаются самые лучшие силы из известных культурных центров страны – писцы, художники, печатники, певцы.

В 1569 году сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 году печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 году в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

Прославленный композитор XVI в. Фёдор Христианин создаёт при дворе школу древнерусского пения.

Одно из крупных культурных явлений XVI века – грандиозный Лицевой летописный свод также связан со Слободой.

Дворцовые палаты, подвалы XVI века царя Ивана Грозного

Постройки царской резиденции в Александровской Слободе чётко разделялись на три части: жилые покои, хозяйственные и парадные, предназначенные для торжественных сборов и праздничных столов.



Подвалы

Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровой Слободы проходят торжественные события, называемые на Руси «государевой радостью» - царские свадьбы. Государь Всея Руси царь Иван IV Грозный венчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной в 1571 году, и в 1575 году – с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой царя.

Здесь в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой (причислена к лику святых). Подклет, где устраивалась комната для новобрачных – «сенник постельный». Восточный подклет церкви Покрова работы итальянских мастеров начала IV века с роскошным декоративным убранством: лотковый свод, изящные профилированные импосты, резная белокаменная розетка в центре свода, мог служить свадебным «сенником постельным, тем более, что он находился под домовым храмом государя.


«Сенник постельный»



Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценили в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты.

После венчания в церкви Покрова Пресвятой Богородицы царь с царицей шли к праздничному столу, рассадив всех гостей «по росписи». В назначенное время молодые шли «к постели».
Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и всё его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах «по обычаю» - как символ плодородия. На снопы стелили ковёр, а на ковёр перины, застилавшиеся атласной простыней. В головах лежали взголовье и две подушки в шёлковых «червчатых» (красных) наволочках. В ногах лежало тёплое меховое одеяло и ковёр. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов. Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь.

Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол за которым ели молодые. На блюде на столе лежала «кика» - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.


Ю. Пекуровский. Царь и Царская невеста. 2003 г.

Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства – Москве.

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его».
Это евангельское изречение точнее всего передаёт многовековой спор вокруг личности первого русского царя Ивана IV. В атмосфере средневекового Александровского кремля незримо присутствует тень великого самодержца Ивана Грозного 17 лет прожившего в Александровой Слободе и превратившего её в столицу государства российского. В палатах Покровской церкви, в покоях великого царя, в узких проходах и коридорах, будто слышится поступь его шагов, удары посоха, властный глас.

Выставка «Столовая Палата XVI в. в дворцовых постройках царя Ивана IV»

Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приёмов духовенства, бояр, иноземных гонцов. Здесь государь мог жаловать своих приближённых именинными пирогами. Описание внутреннего «хоромного наряда» столовой палаты не сохранилось. Известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII вв.

Интерьер Столовой Палаты довольно-таки условен. «Хоромный наряд» XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавески, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали Палату похожей на шкатулку. Потолок и стены в каменных Палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы. Самым любимым и распространённым был красный и все его оттенки (багрец – красный, червчатый – тёмно-красный, таусиный – синевато-вишнёвый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни – коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды. Изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю «опушалась» сукном так же, как и дверь. Мебель Столовой Палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу, под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и стольцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником.

Палаты освещались люстрами – паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.

Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Сначала подавались печёные и холодные закуски, затем жаренные и после всего похлёбки и уха.

Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее род – тем ближе к царю.

Прислуживали гостям стольники – придворные чины государева двора.




Бюст Ивана Грозного

Трон Ивана IV Грозного. Дерево, резьба. Копия.

Жизнь в Государевом Дворе протекала по строго установленному «чину» (распорядку), осуществлявшемуся с помощью часов. В древности в Александровском Кремле большие башенные часы размещались в Распятской церкви – колокольне. В XVII веке часы были установлены в колокольне Покровской церкви. Часы имели старорусский (Византийский) счёт времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Например в июне – 17 дневных, 7 – ночных часов, в декабре наоборот. Стрелка в виде луча Солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной. Вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.


Циферблат. Реконструкция по А. Мейербергу. Шестерни XVII в. Гиря XVII в. Вал XVII в.


Врата, оконные ставни из дворцовых построек Александровской Слободы. XVI-XVII вв.

Распятская церковь-колокольня

Распятская колокольня возникла в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее).
Троицкий собор был расписан фресками, а в западном и южном порталах его установлены привезенные царем Иоанном Грозным из военных походов Тверские и Новгородские врата XVI века.


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репин

Бытует множество версий о смерти старшего сына царя – Ивана. По наиболее распространённой, Иван погиб от удара железным посохом, которым во время ссоры царь ранил сына в висок. Трагедия разыгралась во дворцах Александровской Слободы. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.


Шустов Н.С. Иван Грозный у тела убитого им сына.

После гибели сына Иван Грозный часто болел, одолеваемый различными предчувствиями. Он скончался внезапно 18 марта 1584 года за игрой в шахматы, и нет полной уверенности в том, что его смерть не была насильственной.

После польско-литовской интервенции церковь Троицы обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора.
В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» - жилая деревянная часть дворца.
В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора - в Троицкую.


Колокольня Троицкой (Покровской) церкви

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» :
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной» .
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка» .
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь.
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы» .
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- «Экспозиция «В Крестьянской избе». Александровская слобода. Свято-Успенский женский монастырь
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

  • ПАЛА"ТА , ы, ж. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты. Пушкин. Боярские палаты. Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве... Грибоедов. От трудов праведных не нажить палат каменных. Поговорка. 2. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких-н. специальных целей (устар.). Оружейная п. Грановитая п. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце. Пушкин. 3. Комната, где лежат больные в лечебных заведениях. 4. Название высших законодательных учреждений, из к-рых состоит Верховный Совет СССР (нов.). Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Конституция СССР. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны. Конституция СССР. 5. Название представительных учреждений в ряде буржуазных стран (полит.). Нижняя п. (собрание представителей, являющееся первой законодательной инстанцией в этих странах; парламент). Верхняя п. (сословно-представительное собрание, высшая законодательная инстанция по отношению к нижней палате). Нижняя и верхняя палаты в буржуазных странах не равноправны. П. депутатов (нижняя палата Франции). П. общин (нижняя палата Англии). П. лордов (верхняя палата Англии). 6. Название нек-рых государственных учреждений (офиц. и истор.). П. мер и весов. Книжная п. (учреждение, ведущее библиографию печатной продукции). Торговая п. Каженная п. (см. казенный). Судебная п. (учреждение, бывшее высшей судебной инстанцией для окружных судов; дореволюц.).

    Ума палата у кого (разг.) - очень умен.



Top