Осень осыпает весь наш бедный сад. Стихи про осень: Осень! Обсыпается весь наш бедный сад
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» Алексей Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Анализ стихотворения Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения « » Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении « » Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.
Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.
Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа - желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.
В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.
Эмоции героя - центральный момент лирического сюжета «Осени…» Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.
Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.
СТИХОТВОРЕНИЯ ОСЕННИЕ (сентябрь,
октябрь, ноябрь):
Читайте подборку текстов стихов об осени, коротких и больших, грустных
и красивых осенних стихотворений известных поэтов классиков (русских и
зарубежных)
Алексей Толстой
«Осень!
Обсыпается весь наш бедный сад...»
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Максимилиан Волошин
«Осень... осень... Весь Париж...»
Осень... осень... Весь Париж,
Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой вуали,
Расплылись в жемчужной дали.
В поредевшей мгле садов
Стелет огненная осень
Перламутровую просинь
Между бронзовых листов.
Вечер... Тучи... Алый свет
Разлился в лиловой дали:
Красный в сером - это цвет
Надрывающей печали.
Ночью грустно. От огней
Иглы тянутся лучами.
От садов и от аллей
Пахнет мокрыми листами.
Иосиф Бродский «Осень выгоняет меня из парка...»
Выгоняет меня из парка,
Сучит жидкую озимь
И плетётся за мной по пятам,
Ударяется оземь
Шелудивым листом
И, как Парка,
Оплетает меня по рукам и портам
Паутиной дождя;
В небе прячется прялка
Кисеи этой жалкой,
Гром гремит,
Как в руке пацана пробежавшего палка
По чугунным цветам.
Аполлон, отними
У меня свою лиру, оставь мне ограду
И внемли мне вельми
Благосклонно: гармонию струн
Заменяю - прими -
Неспособностью прутьев к разладу,
Превращая твоё до-ре-ми
В громовую руладу,
Как хороший Перун.
Полно петь о любви,
Пой об осени, старое горло!
Лишь она своей шатер распростёрла
Над тобою, струя
Ледяные свои
Бороздящие суглинок свёрла,
Пой же их и криви
Лысым теменем их острия;
Налетай и трави
Свою дичь, оголтелая свора!
Я добыча твоя.
Эдуард Багрицкий «Осень (Литавры лебедей замолкли вдалеке...)»
Литавры лебедей замолкли вдалеке,
Затихли журавли за топкими лугами,
Лишь ястреба кружат над рыжими стогами,
Да осень шелестит в прибрежном тростнике.
На сломанных плетнях завился гибкий хмель,
И никнет яблоня, и утром пахнет слива,
В весёлых кабачках разлито в бочки пиво,
И в тихой мгле полей, дрожа, звучит свирель.
Над прудом облака жемчужны и легки,
На западе огни прозрачны и лиловы.
Запрятавшись в кусты, мальчишки-птицеловы
В тени зелёных хвой расставили силки.
Из золотых полей, где синий дым встаёт,
Проходят девушки за грузными возами,
Их бёдра зыблются под тонкими холстами,
На их щеках загар, как золотистый мёд.
В осенние луга, в безудержный простор
Спешат охотники под кружевом тумана.
И в зыбкой сырости пронзительно и странно
Звучит дрожащий лай нашедших зверя свор.
И Осень пьяная бредёт из тёмных чащ,
Натянут тёмный лук холодными руками,
И в Лето целится и пляшет над лугами,
На смуглое плечо накинув жёлтый плащ.
И поздняя заря на алтарях лесов
Сжигает тёмный нард и брызжет алой кровью,
И к дёрну летнему, к сырому изголовью
Летит холодный шум спадающих плодов.
Эдуард Багрицкий «Осень (Я целый день шатаюсь по дорогам...)»
Я целый день шатаюсь по дорогам,
Хожу в деревни и сижу в корчмах.
В мою суму дорожную бросают
Потёртый грош, творожную лепёшку
Или кусок солёной ветчины.
Я вижу, как пирожница-Зима
Муку и сахар на дороги сыплет,
Развешивает леденцы на ёлках,
И пачкает лицо своё мукой,
И в нос украдкой песню напевает.
Но вот - задумается хлопотунья,
Забудет печь закрыть засовом плотным,
И тёплый дух, откуда ни возьмись,
Повеет вдруг, и леденцы растают,
И почернеет рыхлая мука.
И вот по кочкам, по буграм и тропам
Сначала робко, а потом смелее,
Подняв рукою платье до колен
И розовые ноги обнажив,
Вприпрыжку, брызгая водой из луж,
Уже спешит к нам девушка-Весна.
Тогда на холм зелёный я взбираюсь,
Гляжу из-под ладони в даль сухую -
И вижу, как развалистой походкой,
На лоб надвинув вязаный колпак
И потный лоб рукою отирая,
К нам Лето добродушное плетётся.
Оно придёт и сядет у дороги,
Раскинет ноги в башмаках тяжёлых,
Закурит трубку и заснёт на солнце.
Но и над ним склоняется лицо
Работницы, и сумрачная Осень
Дремотное расталкивает Лето.
И, пробуждённое, оно встаёт,
Зевает и бранится потихоньку,
Чтобы, избави бог, не услыхала
Работница печальной воркотни;
И медленно, через леса и долы,
Оно бредёт развалистой походкой
В неведомый никем простор. А Осень
Спешит в сады, где соком благодатным
Наполнены тяжёлые плоды.
Она весь день работает. В корзины
Навалены и яблоки, и груши.
Из ячменя варят по сёлам пиво.
От мёртвых туш струится дым весёлый,
И пахнут воском ульи на припёке.
Привет тебе, о благостная Осень,
Питательница сирых и убогих,
Склонившаяся над корзиной тяжкой,
Откуда мерно падают на землю
То рыжий колос, то созревший плод.
И мы, бродяги, подбираем жадно
В свои подолы сладкие подарки.
Когда ж окончится страда степная
И над скрипящими в полях возами
Курлыканье раздастся журавлей, -
Я, бедный странник, подымаю руки
И говорю: иди, иди, родная,
Святая из святых. Да путь твой будет
Душист и ясен. Да не тяготят
Тебя плодов тяжёлые корзины.
И ты идёшь, ведомая станицей
Летящих журавлей. Идёшь и таешь.
И только плащ твой треплет на ветру.
Ещё мгновенье - и за поворотом
Исчез и он. Кружится пыль, и листья
Взлетают над холодною землёй.
*
* *
Короткие стихи про осень: сентябрь, октябрь, ноябрь: большие и красивые осенние стихотворения - от великих поэтов классиков из коллекции стихов сайт
.............
Алексей Константинович Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…». Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…». Сокровенным знанием об истинном происхождении высокого чувства обладает ряд олицетворенных природных образов: шумный лес, стремительный речной поток, цветы, качающиеся на ветру.
Художественный текст, датированный 1858 г., подтверждает основные тенденции поэтики Толстого. Композиция, основанная на приеме параллелизма, объединяет пейзажную зарисовку и лирическую тему. Они отражаются в душе героя как единое переживание светлой грусти.
Живописная осенняя картина открывает небольшое произведение. Ведущая роль в эпизоде принадлежит колористическим средствам. Облетающая листва сада задает основной цветовой тон пейзажа — желтый. Его разбавляют небольшие красные акценты: «вянущие» рябины находятся «вдали», «на дне долин», но их яркие плоды видны издалека.
В зачин включено лаконичное упоминание о чувствах лирического «я», наблюдающего за листопадом. Оно выражено оценочным эпитетом «бедный». Далее по тексту герой поясняет первоначальную характеристику: безличная конструкция «весело и горестно» отражает противоречивые ощущения, порожденные зрелищем нарядного увядания.
Эмоции героя — центральный момент лирического сюжета «Осени…». Они предваряют тематическую перемену: вторая часть стихотворения представляет любовную сцену. Взволнованный и нежный, герой согревает «рученьки» суженой, глядя ей в глаза увлажненным взором. Важным атрибутом эпизода становится тишина, подчеркнутая лексической анафорой «молча». Подлинные причины безмолвия указаны в финальной строке. Трепетный влюбленный не может выразить словами силу собственных чувств, поэтому его избраннице доступны лишь внешние признаки глубокого переживания: прикосновение рук, зрительный контакт, слезы.
Неторопливая ритмика, напевная шестистопная хореическая строка, простота стиля и принципы отбора лексических средств сближают поэтический текст с лучшими традициями народной лирической песни.
(Иллюстрация: Сона Адалян)
Анализ стихотворения "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... "
А. К. Толстой - известный поэт и драматург ХIХ века. В стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» автор очень красочно и тонко описал осеннюю природу. Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
Вторая половина стиха говорит о внутреннем переживании автора, его состоянии сердца и чувствах. Он описывает свое романтическое отношение так же легко и просто, как только, что говорил об осени. Красота описанной картины осени и его внутренние чувства, которые переполняют сердце, очень похожие - они прекрасны и чисты. У поэта нет слов, которые смогли бы передать то, что он имеет внутри и от этого он, только «молча, слезы льет».
В очи тебе глядючи, молча слёзы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
Яркие картины природы, описанные поэтом с любовью к родному краю, поражают красотою и восхищают своей проникновенностью. Стихи А. К. Толстого очень легкие и мелодичные, многие обрели широкую популярность в народе и стали песнями.
Под пером Бунина восторг обладания, близость являются отправной точкой для раскрытия сложной гаммы чувств и отношений между людьми. Недолгое счастье, рожденное сближением, не тонет в реке забвения. Человек проносит воспоминания через всю жизнь потому, что считанные дни счастья были высочайшим взлетом в его жизни, открыли ему в огромном канале чувств не изведанное ранее прекрасное и доброе.
15 мая 1922 года Цветаева с десятилетней дочерью Ариадной приехала в Берлин. Несмотря на то, что Берлин был тогда для русских писателей в изгнании своеобразной столицей, 1 августа того же года Цветаева уехала оттуда в Чехию. Жила там в деревнях Дольние и Горние Мокропсы, Новые Дворы, Иловищи, Вшеноры, бывала в Праге. Потом жила во Франции - под Парижем, в Париже. Россию не видала семнадцать лет.
Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.