Что нужно писать в эпиграф. Что такое эпиграф, и как следует его оформлять

Инструкция

По своей сути эпиграф – это яркое, оригинальное высказывание, заимствованное у какого-либо известного лица или из литературного произведения. Основная задача эпиграфов – концентрированно выражать суть работы и оттенять ее. Хорошо подобранный эпиграф позволяет еще до прочтения целостного содержания понять, о чем пойдет речь и какие выводы будут сделаны. Кроме того, удачный эпиграф очень текст, придает ему стильность.

Самый главный вопрос, который возникает при необходимости подобрать эпиграф – где его найти. Для школьного вы можете использовать в качестве какую-либо или абзац из того литературного произведения, по которому пишите . Вы также можете воспользоваться высказыванием кого-либо из критиков, анализировавших это произведение, если его мысль кажется вам полной и выражающей ваш замысел.

Также в качестве эпиграфов достаточно часто используют крылатые выражения, афоризмы, яркие цитаты известных исторических деятелей. Часто могут быть взяты фрагменты . Прежде чем искать подходящий в качестве эпиграфа текст, подумайте, какую основную мысль вы хотите выразить своей работой. Какой тон должен задать эпиграф всему тексту: серьезный, мрачный, легкомысленный, веселый. От этого зависит выбор подходящего .

Поняв, каким именно вы хотите видеть ваш эпиграф, подумайте, не вспоминается ли вам какое-то высказывание, цитата, созвучное вашим мыслям. Если что-то подобное приходит на ум, найдите этот текст и перечитайте оригинал. Вам станет ясно, подходит ли он для вашей работы. Если нет, продолжайте поиски. Вы можете воспользоваться интернет-ресурсами, которые подобрать нужную цитату или афоризм. Также могут быть полезны различные сборники крылатых выражений.

После того как подобран подходящий для эпиграфа текст, его нужно правильно оформить. Эпиграфы всегда располагаются сразу после заголовка и перед основным текстом работы с правой стороны страницы. Если вы печатаете работу на компьютере, выберите для написания эпиграфа опцию «Выравнивание по правому краю». Текст эпиграфа без кавычек, под ним имя и фамилия автора. Если вы хотите кроме имени автора указать также название произведения, откуда взята цитата, напишите его через запятую после фамилии автора.

Источники:

  • Как сделать обычный эпиграф

В сетевых дневниках, блогах, форумных сообщениях и в социальных сетях сегодня нередко можно встретить небольшие красивые картинки, на которые вставлен никнейм владельца или какая-либо цитата. Такие картинки служат своеобразным эпиграфом для блога, дневника или сайта, а также их можно размещать в собственных профилях на различных социальных сервисах. Создать картинку-эпиграф можно за считанные минуты.

Инструкция

Картинку и текстуру откройте в одном общем документе Adobe Photoshop и разместите слой с картинкой выше слоя с текстурой. С помощью инструмента свободной трансформации (Ctrl+T) подгоните размеры изображений, чтобы они соответствовали друг другу, а затем измените режим смешивания слоев (Blend Mode) на Lighten.

Выберите на панели инструментов Eraser Tool и настройте стирательную резинку так, чтобы она имела размытый мягкий край. Обработайте ластиком один край фотографии, стараясь сделать от к текстуре плавным и незаметным. При необходимости немного сдвиньте изображение, чтобы открыть большую часть текстуры.

Украсьте будущий эпиграф дополнительными визуальными эффектами – обесцветьте ваше изображение, нажав комбинацию клавиш Ctrl+Shift+U, и затем выберите новый режим смешивания слоев, например, Soft Light.

Оформляют эпиграф, как правило, целиком на правой стороне листа или со значительным отступом с левой стороны, не используя кавычек. Считается, что эта часть текста не должна занимать более половины ширины страницы. Если при эпиграфе, имеющем форму цитаты, есть фамилия и инициалы автора, точку после них обычно не ставят. Размер шрифта, которым набирают эпиграф, должен соответствовать основному тексту произведения или быть чуть меньше по размеру.

Как правильно подобрать эпиграф

Наиболее широко в качестве эпиграфов к произведениям используются цитаты из сочинений других авторов. Подбирая такой отрывок, следует стремиться к тому, чтобы он был предельно кратким и сжатым, но в то же время достаточно точно отражающим мысль автора. Вряд ли имеет смысл приводить обширные и пространные цитаты. Преимущество эпиграфа – краткость и точность выражения мысли.

Очень широкие возможности предоставляет использование афоризмов, под которыми чаще всего понимают образные изречения . В афоризме ученого, именитого писателя или общественного деятеля сочетаются выразительность и законченность мысли. Однако никто не запрещает автору придумать афоризм самостоятельно. Если изречение выйдет удачным, читатель не станет требовать от автора справки, удостоверяющей, что он всемирно известен, знаменит и почитаем в обществе.

Поразмышляйте над темой сочинения. Подумайте:

Какую проблему вы хотите затронуть;
- каким образом можно сформулировать спорные вопросы и как на них ответить;
- как вы обоснуете и аргументируете свои утверждения.

Составьте план-схему сочинения в черновике, впишите туда свои основные идеи и мысли. Обдумайте, каким способом вы сможете обосновать свои утверждения:

Цитаты из произведения (не более двух-трех предложений), которые будут подтверждать, а не повторять ваши мысли;
- ссылки на соответствующие эпизоды;
- анализ произведения (определитесь, какие ключевые моменты текста подтверждают вашу позицию).

Подумайте, в каком стиле вы будете писать (важен именно ваш индивидуальный стиль как автора сочинения). Заранее решите, каким будет вступление и заключение. Лучше всего, если начало и конец вашей работы как бы замкнутся в кольцо: идейно (утверждается и подтверждается одна и та же мысль) или формально (повторение слов). Это нетрудно, если вы в самом начале тщательно продумаете свое , особенно его начальную и заключительную части. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы: прочитайте тему своей работы и сверьте ее с тем, что хотите написать.

Напишите вступление. Оно может содержать:

Приглашение к разговору;
- представление автора;
- обозначение проблемы (она должна быть четко сформулирована);
- переход к основной части.

Во вступлении не следует пересказывать содержание текста. Объем вступительной части должен быть небольшим – всего 3-4 предложения. Если нужно, зачеркните лишние фразы. В случае, если у вас не получается начать со вступления, можно начать с основной части текста, оставив место для вводной. А еще лучше, подумайте: что вам мешает подойти к теме? Возможно, вы еще недостаточно ясно сформулировали для себя основную проблему или другие положения текста.

Начало сочинения должно плавно переходить в основную часть. Написав главную часть, пользуясь планом-схемой, прочитайте ее. Убедитесь, что основная часть соответствует теме и не содержит лишних высказываний и мыслей. Не расходятся ли ваши утверждения с авторским замыслом и с содержанием текста? Отметьте свои главные мысли на полях карандашом. В заключении вы можете повторить их другими словами. Обратите внимание, что оно не должно быть большим. Вступление и заключение должны быть не более 25% всего текста.

Внимательно прочитайте всю работу. Исправьте ошибки, устраните неточности в словах. Если есть возможность, проверьте по словарю , в правильном написании которых вы не уверены. Отнесись внимательно к знакам препинания. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.

Полезный совет

Обратите внимание, что эпиграф пишется без кавычек, фамилия автора в нем - без скобок. После указания автора эпиграфа точка не ставится. Стихи цитируются в столбик (без кавычек, посредине страницы) или в строчку (в кавычках, с разделительным символом «/» между строк).

Источники:

  • Как писать сочинение по литературе
  • как правильно писать сочинение по литературе

Многие школьники и абитуриенты сталкиваются с проблемой написания сочинения. Знание содержания текста здесь мало чем поможет. От автора сочинения требуется умение анализировать идейное содержание и художественное своеобразие произведения. Написать сочинение – это умение связно сформулировать между собой мысли и факты, изложенные с точки зрения автора и доказанные им. Работу над сочинение м можно провести по таким этапам.

Инструкция

Обдумайте и уясните тему сочинения, выявите ее содержание. Определите круг проблем, содержащихся в ней. Важно понять, какое значение и смысловую нагрузку несет каждое слово в формулировке темы. Например, характер работы над м по персонажам литературных произведений зависит от классификации:
- характеристика персонажа («Татьяна Ларина – идеал автора», «Татьяна Ларина как тип русской женщины», «Базаров глазами автора и », «Татьяна Ларина в оценке В.Г.Белинского»);
- сопоставление персонажей («Онегин и Ленский», «Базаров и Аркадий Кирсанов»);
- система персонажей («Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»);
- персонаж («Фамусовское в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»);
- герой и среда («Чацкий и фамусовское общество»);
- образ персонажа («Образ Печорина»);
- образ автора («Образ автора в романе «Евгений Онегин»).

Сформулируйте основную мысль (идею сочинения). Для этого поставьте перед собой вопрос: «К какому выводу я должен прийти при раскрытии темы?».

Выберите форму доказательства основной мысли. При дедуктивной форме сначала высказываете общую мысль, а потом

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка».

Казалось бы, довольно банально: – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и, пока ещё, никто не сбрасывал с «корабля современности». Хочу познакомить со своим видение м работы над анализом этой повести.

Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так: по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

Обращаясь к данной теме исследования, хочется разобраться, как литературоведы понимают термин «эпиграф». Что говорят словари? Например, в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона» можно прочитать следующее: «Эпиграф (греч. epigrajh - надпись) - цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле».

А в «Литературной энциклопедии» понимание данного термина такое: «Эпиграф - фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п.

«Школьный поэтический словарь» даёт следующее понимание эпиграфа: «Эпиграф (греч. epigrajh - надпись)

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

2) В общеевропейской литературе под эпиграфом разумеется изречение или цитата, поставленная перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его. В эпиграфе создаётся основная мысль, развиваемая автором в повествовании». Таким образом, мы видим, что эпиграф относится к числу необязательных элементов композиции литературного произведения. Благодаря этому эпиграф всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, что перед нами вид авторского выражения, выделяется два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф является составной частью структуры художественной речи, дающейся от имени автора.

В другом - единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд».

часто использовал в своём творчестве эпиграфы. Мы встречаемся с ними в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке», «Полтаве», «Каменном госте», «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Арапе Петра Великого», «Дубровском», некоторых лирических произведениях, «Египетских ночах», «Бахчисарайском фонтане». По поводу последнего однажды заметил: «Так и Бахчисарайский Фонтан в рукописи назван был «Харемом», но меланхолический эпиграф (который, конечно, лучше всей поэмы) соблазнил меня». Приведенный список произведений подчеркивает не случайность употребления автором эпиграфов. Ясно, что эпиграфы в них определенным образом формируют смысл этих произведений. Каков механизм этой работы? В каких связях с текстом оказывается каждый эпиграф? Чему он служит? Ответы на эти вопросы прояснят роль пушкинских эпиграфов. Без этого нельзя рассчитывать на серьезное понимание его творчества.

Литературоведы всегда внимательно относятся к эпиграфу, который использует автор в своём произведении. Попробуем разобраться, какова роль и значение этого литературного приёма в прозе. «Капитанская дочка», одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина, неоднократно была предметом исследовательского внимания. Это однако не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе. Более того, многие вопросы всё ещё продолжают оставаться спорными. На наш взгляд, эпиграфы в данной повести представляют интерес для исследования. Перед нами, как полагают многие пушкинисты, и мы вслед за ними, целая система эпиграфов. Перейдём к непосредственному анализу эпиграфов перед главами повести.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Приложение.

Повесть «Капитанская дочка»

Береги честь смолоду.

Пословица

Название главы

Источник

эпиграфа

Роль и значение эпиграфа в главе.

Сержант гвардии

- Был бы гвардии он завтра ж капитан.
- Того не надобно: пусть в армии послужит.
- Изрядно сказано! пускай его потужит…
.........................................
Да кто его отец?
Княжнин.

«Хвастун».

В главе раскрываются причины несения воинской службы Петром Гринёвым. Причём эпиграф наталкивает на мысль, что герой, прежде чем ступить на жизненную дорогу, должен послужить. Немаловажную роль будет играть образ отца: он направляет своего сына испытать все тяготы армейской жизни в отдаленный от столицы гарнизон.

Смысл использования второго эпиграфа (ответ на вопрос) раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.

Эпиграф здесь выполняет также функцию вступления. Художественное мастерство проявляется в переходе от текста эпиграфа к основному тексту главы, которая начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…»

Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашёл,
Что не добрый ли да меня конь завёз:
Завезла меня, доброго молодца,
Прыткость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня

Эпиграф намечает основные положения главы: герой оказывается в чужой стороне, из-за своих ошибок без денег в буране, судьба сталкивает не только с непогодой, но и с вожатым, который в дальнейшем окажется Пугачёвым. Бунтовщик спасёт Гринёва и сыграет и благородную, и роковую роль в его судьбе.

Крепость

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.

Солдатская песня.

Старинные люди, мой батюшка.

Недоросль.

Неизвестно до сих пор, перед нами стилизация Пушкина или народная песня.

Цитата из комедии Фонвизина «Недоросль» изменена. Простакова произносит: “Старинные люди, мой отец!”

Атмосфера передаётся с первых строк эпиграфа: комендант и Василиса Егоровна доброжелательно встречают Петрушу, они, действительно, старинные люди – второй эпиграф стилизован под речь Василисы Егоровны, комендантша расскажет о случае со стрельбой в пушку.

Поединок

-Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин.

Комедия «Чудаки»

Эпиграф предсказывает, что будет дуэль, на которой один из её участников “проколет” другого. Раненый - Петруша.

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.

Песня народная.

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, вспомянянешь.

То же

Народные песни.

Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринёва в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящён благословением будущих свёкра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т. к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви.

Второй же эпиграф передаёт чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страданием.

Пугачёвщина

Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.

Песня

Народная песня.

Эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В конце романа Гринёв так оценил действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила мне головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую
Ещё петельку шелковую.

Народная песня

Народная песня.

Подыскивая эпиграф к этой главе, издатель стремился наиболее объёмно раскрыть замысел Гринёва, назвавшего главу седьмую «Приступ». Штурма, как такового, не было. Ворвавшись в крепость, Пугачёв и его банда приступили к привычной работе - к зверским расправам с теми, кто осмеливался выступать против них.

Непосредственно с судьбой Гринёва эпиграф седьмой главы не соотносится: герой скорбит о судьбе капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича.

Незваный гость

Незваный гость хуже татарина.

Пословица

Пословица.

Толкование эпиграфа неоднозначно, но мы считаем, что автор данной пословицей имел ввиду следующее: Гринёв находится на пиру у Пугачёва по приглашению, а бунтовщика и его шайку в крепость никто не приглашал, поэтому незваный гость - Пугачёв!

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой.

Херасков

«Разлука».

Эпиграф нацеливает на лирический, даже минорный настрой: Гринёв с болью в сердце расстаётся Машей, которая осталась во власти Швабрина.

Осада города

Заняв леса и горы,
С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков

«Россиада»: “Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, // С вершины, как орёл, бросал ко граду взоры”. Автор изменил текст.

Эпиграф передаёт чувства героя и рассказывает о том, что предпринимает Гринёв для освобождения Маши. Эпиграф предсказывает, что Пётр Андреевич («как орёл») поскачет из города («в нощи») в Белогорскую крепость, чтобы освободить любимую из рук Швабрина.

Мятежная слобода

В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп.
“За чем пожаловать изволил в мой вертеп?” -
Спросил он ласково.

А. Сумароков

Стилизация ярко раскрывает смысл главы: Пугачёв (лев) был и сыт, и свиреп (о его злодеяниях мы уже читали на страницах романа). Уже в эпиграфе мы чувствуем, что между героями состоится важный разговор, несмотря на грозный тон, хозяин будет ласков с Петром.

Как у нашей яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому.

Свадебная песня

Народная песня, автор её изменил. Первоначальный вариант: «Много, много у сырa дубa,
Много ветвей и пoветвей.
Только нету у сырa дубa
Золотые вершиночки:
Много, много у княгини-души,
Много роду, много племени,
Только нету у княгини-души,
Нету её родной матушки:
Благословить есть кому,
Снарядить некому».

Автор изменил оригинал песни: дуб заменил яблоней. И сразу становится всё понятно: судьба Марьи Ивановны зависит от убийцы её родителей (а мы знаем, что Пугачёв был жесток с детьми дворян). Поэтому в качестве спасителя сироты Пугачёв опасен!

- Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Княжнин

Стилизация под.

Эпиграф главы указывает на арест Гринёва и колебания того, кто должен выполнить долг: Гринёва арестовывает Зурин, который когда-то «учил его жизни» в Симбирске. Но и вторая часть эпиграфа тоже может относиться к Зурину. Ведь он знал от Петруши о его “дружеских путешествиях с Пугачёвым”, был убеждён, что и Следственная комиссия не найдёт в них ничего предосудительного.

Мирская молва -
Морская волна.

Пословица

Пословица.

Рифмой “молва–волна” автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым: сначала Следственная комиссия поверила Швабрину, потом отец Андрей Петрович поверил приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. А затем Маша спасает честь своего любимого от оговора.

Анализируя роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка», мы пришли к следующим выводам.

1. Эпиграфы в повести не играют роли аннотаций.

2. Эпиграф у Пушкина может играть двойную роль: уже в 1 главе «Сержант гвардии» второй эпиграф выполняет, с одной стороны, роль вступления (плавного перехода от эпиграфа к основному тексту). « Да кто его отец?» - звучит эпиграф, а текст главы начинается словами: «Отец мой Андрей Петрович Гринёв…». С другой стороны, смысл данного эпиграфа будет разъяснён в финале романа, когда Екатерина могла задать такой вопрос при обсуждении дела Гринёва и, выяснив всё, даровала Петру жизнь из-за заслуг его отца.

2. Сопоставление значения, заключённого в эпиграфе, со смыслом главы можно сравнить с эффектом прохождения света через призму. Перед нами особые рекомендации читателям. Например, в главе «Поединок» эпиграф (см. таблицу) предсказывает, что будет дуэль, на которой один из участников «проколет» другого. Петруша - пострадавший. Ирония чувствуется уже в самом эпиграфе.

3. Нередко у эпиграф передаёт стиль и атмосферу всего ниже изложенного. Например, в 3 главе «Крепость» народная песня и отрывок из Фонвизина задают атмосферу всей главы (см. таблицу). Пётр Гринёв попадает в доброжелательную атмосферу. Комендант и Василиса Егоровна, действительно, старинные люди. А второй эпиграф великолепно стилизован под речь простого человека Василисы Егоровны.

4.В главе «Пугачёвщина» эпиграф играет необычную роль: в нём мы видим параллель с обращением “старого старика” Петра Андреевича к молодому поколению о ненасильственных переменах в жизни. В

конце повести Гринёв так оценит действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”1

5.В главах «Вожатый», «Любовь», «Приступ», «Разлука», «Осада города», «Сирота» лирические ноты, содержащиеся в эпиграфе, задают настроение, пронизывают содержание всей главы.

6.Многие эпиграфы в романе изменены автором (главы 3(второй эпиграф), 10, 12) в соответствии со смыслом главы. А в главе 11 и 13 автор выступает как искусный стилизатор: в 11 главе им создан отрывок – подражание басне Сумарокова, а в 13 главе реплики в стиле Княжнина. Эти эпиграфы уже в самом начале раскрывают значение и основную идею главы.

7.Рифмой “молва–волна” в эпиграфе к 14 главе «Суд» (см. таблицу) автор выразил суть того суда, который вершили над Гринёвым. 1 волна - Следственная комиссия принимает показания Швабрина за истину, 2 - отец Андрей Петрович верит приговору Следственной комиссии и государыни, которая из-за уважения к отцу избавила его сына от позорной казни и “повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”. 3волна - Маша спасает честь своего любимого от оговора.

9.Пословица, вынесенная в эпиграф автором ко всему роману: “Береги честь смолоду”, - задаёт тон всей повести. Мудрость, закреплённая в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом. И главный герой повести, мы думаем, не запятнает честь никогда.

Таким образом, мы видим, что эпиграфы в повести имеют большую смысловую нагрузку, являются обращением к читателю, создают атмосферу, выражают авторский взгляд, становятся единым целым со всем романом.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe ) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги - знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.


Эпиграф используется авторами в следующих целях

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе - феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.


Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.


При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Ян Амос Коменский

Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они подсказывают нам главную мысль произведения.

Так, уже упомянутый роман В. Астафьева «Пастух и пастушка» имеет эпиграф – строки из стихотворения французского поэта XIX века Т.Готье:

Любовь моя, в том мире давнем,

Где бездны, кущи, купола,

Я птицей был, цветком, и камнем, -

И перлом, - всем, чем ты была .

Казалось бы, странный эпиграф к произведению о войне. Но в этом романе, кроме описаний страшных военных сражений, есть удивительные лирические строки о любви, что «движет солнца и светила», как сказал Данте еще в начале XIV века. И любовь главных действующих лиц, и любовь пастуха колхозного стада и его жены (жителей деревни, где происходят основные события романа) оказывается главным, что держит людей на Земле. Прочитайте этот пронзительный по силе чувств роман и вы поймете, какая это огромная сила – любовь!

Вопросы повышенной трудности

1. Кстати, вы заметили, что в этом коротком эпиграфе – стихотворении Т.Готье - есть как минимум 4 «скважины»? Найдите их.

(Ответ в конце книги)

Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой, например, в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Это помогает думающему читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

Эпиграф считают столь же важным для текста, сколь необходим музыкальный ключ (скрипичный или басовый), в котором будет звучать музыкальное произведение.

Действительно, эпиграфы могут подсказывать не только главную мысль произведения, но и «тональность» его, то есть эмоциональную окраску текста. Так, четвертую главу «Капитанской дочки» Пушкина, озаглавленную «Поединок», предваряет эпиграф:

- Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру.

Княжнин

Этот шутливый эпиграф смягчает тревожное ожидание, навеянное заголовком, и вызывает предположение, что намечающаяся дуэль не завершится трагической развязкой.

Тренировка

Работа с эпиграфами – это «сильнодействующее» средство для понимания главной мысли (идеи) произведения. Но есть способ, позволяющий вывести учащегося за рамки изучаемого текста и расширить область действия его мысли. Это подбор эпиграфов. В этом случае поиск решения происходит не в одном лишь тексте, а в обширном интеллектуальном багаже читателя; мобилизуется «думающая память», устанавливаются связи между разными областями литературных знаний. Источниками для поиска эпиграфов могут быть художественные произведения, сборники пословиц и разного рода афоризмов, высказывания выдающихся людей и т.д.



К каким же текстам можно подбирать эпиграфы? Прежде всего к текстам, авторами которых являются сами учащиеся: к докладам, рефератам. Далее – к разделам учебника; к изучаемым темам, причем не только по литературе, но и по другим предметам.

Научно-популярная книга К.Левитина «Горящий светильник» (обратите внимание на заголовок!), посвященная проблемам работы мозга, открывается эпиграфом, взятым из книги французского философа-гуманиста XVI века Мишеля Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Надеемся, что вы вспомнили эти слова. В какой части пособия мы их употребили?

Не только авторы научно-популярных книг, но и создатели фундаментальных научных работ используют и в качестве эпиграфа, и непосредственно в тексте отрывки из художественных произведений. Так, в одной крупной монографии приводится отрывок из трагедии Эсхила «Прометей Прикованный»:

Послушайте, что смертным сделал я:

Число им изобрел

И буквы научил соединять, -

Им память дал, мать муз, - всего причину .

Вопросы повышенной трудности

2. Как вы думаете, какой области знаний посвящена эта монография, которой предпосылается эпиграф из Эсхила? Истории? Литературоведению?

3. Сколько здесь «скважин»?

(Ответы в конце учебного пособия)

А с точки зрения семиотики, эпиграф – это часть знаковой системы , подсказывающая нам определенные культурологические и временные ассоциации и их связь с идеей текста.

Обдумывание заголовка

Беря в руки любой текст, читатель должен ставить перед собой задачу выделить главное, т. е. понять, ради чего написан этот текст.

Заголовок - это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка - первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли.

Если заголовок не задерживается в памяти, то и беседа с текстом «не клеится», затрудняется самоконтроль и обобщение получаемой информации. Чем лучше обработан заголовок, тем полноценнее будет дальнейшее чтение.

Предугадывание содержания по заголовку имеет различную степень трудности, в зависимости от того, что ребенок читает. Если он читает художественную литературу, то заголовок может подсказать точно, о чем пойдет речь, и натолкнуть на предположения, совершенно не похожие на то, о чем в действительности пойдет речь в произведении.

Работа с заголовками может проводиться на разных этапах: как до, так и после чтения текста.

Зачем нужен эпиграф

Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая какие-нибудь ассоциации, они являются представителями главной мысли.

Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа - «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

Работа с эпиграфами, так же как работа с заголовками, может проводиться в два этапа. Первый - это попытка перед чтением текста объяснить смысл эпиграфа и составить на этом основании какое-то предположение о содержании того, что предстоит прочесть. Второй - возвращение к эпиграфу после чтения и осмысления взаимосвязи между текстом и эпиграфом.

Выделение главной мысли

Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания - выделению главной мысли. Этому нужно целенаправленно учить.

Многие школьники даже после обстоятельной беседы с текстом пасуют, когда им предлагают выделить главную мысль. Это свидетельствует о недопонимании текста: ведь правильное выделение главной мысли - один из самых важных показателей понимания. Выразить словами мысль - самостоятельная и очень трудная задача. Выражение мысли в словах далеко не всегда соответствует самой мысли: оно может быть и неполным, и неточным, и искаженным. Отсюда и знаменитое тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь».

Выделить главную мысль - это значит осознать ее в общем потоке текста, абстрагировать от конкретного воплощения, которое является формой ее бытия, и оценить степень ее значимости.

Чтобы научится и приучиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать следующие условия.

Первое - чтобы ученики знали, что эта цель стоит перед ними всегда, при каждом взаимодействии с текстом.

В идеальном варианте стремление выяснить: «А что здесь главное?» или «Что здесь важнее всего?» - становится привычкой, и школьник просто не знает другого чтения

Второе =- это вычерпывание всех смыслов из каждого слова, словосочетания, предложения и более крупных смысловых единиц, а также из их монтажа.

Третье - это постоянная работа по прогнозированию текста на всех уровнях - от слова или словосочетания до целого текста.

Эта работа не даст большого прироста к умению школьников учиться если будет носить эпизодический характер.




Top